Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 67 постижении и раскодировании шифров трансцендентого, которое и обозначает Бога. Шифры, по Ясперсу, созидаются и принимаются в экзистенциальном акте веры. Ясперс был убежден, что без трансцендентного, без веры в Бога экзистенция человека не наполняется глубинным смыслом и являет собой бесплодное «демоническое упрямство». Вера как раз и связывает между собой трансцендентное и экзистенциальное. Ясперс не соглашается с Киркегором, у которого вера принимается как полностью иррациональное начало, коренящееся в воле. Немецкий мыслитель, в отличие от своего датского собрата, был убежден, что веру нельзя рассматривать только как нечто иррациональное, поскольку противопоставление рационального и иррационального искажает смысл экзистенции, уводит от ее онтологического основания. «Веру, – как пишет философ, – никоим образом не следует воспринимать как нечто иррациональное. Более того, полярность рационального и иррационального привносит затуманивание экзистенции… Нашей верой не может быть, по существу, лишь негативное, иррациональное, погружение во мрак того, что противоречит рассудку и лишено закона» [13, с. 422-423]. Ясперс в результате длительных интеллектуальных размышлений и духовных поисков приходит к понятию, которое, как он полагал, позволит разрешить проблему веры и разума, найти компромисс между философией и религией. И таким понятием для него оказывается «философская вера» . Особенность философской веры и ее отличие от религиозной заключается в том, что она предполагает определенную долю скептицизма, в котором, с одной стороны, ставятся такие вопросы, на которые не может быть дан исчерпывающий рационально-логический ответ, с другой – допускается такая реальность, знание о которой может проявляться только в форме осознанного незнания. «Философскую веру, – пишет мыслитель, – надо характеризовать негативно. Она не может стать исповеданием; ее мысль не становится догматом. Философская вера не имеет прочной опоры в виде объективного конечного в мире, потому что она только пользуется своими основоположениями, понятиями и методами, не подчиняясь им. Еѐ субстанция всецело исторична, не может быть фиксирована во всеобщем – она может только высказывать себя в нем» [13, с. 425]. При этом Ясперс подчеркивает, что философская вера объединяет всех людей, поскольку основана на опыте, который доступен любому человеку. Некоторые специалисты готовы трактовать философскую веру как некоторое дополнение к философскому знанию. Так, согласно Н. Н. Князеву: «Философская вера дополняет философское знание, присутствуя в нем скорее имплицитно, чем явно. Но ее существование может быть философом эксплицировано (открыто как явное)» [14, с. 155]. Мы же убеждены, что Ясперс, используя эту дефиницию, фактически приближается к понятию экзистенциальной веры, диалектически соединяющей философию и религию, экзистенциальный и религиозный аспекты духовной жизни человека. Может создаться впечатление, что идеал философской веры коренится в кантовской идее «религии в пределах только разума», но Ясперс хорошо осознаѐт, какая опасность грозит такому пониманию философской веры. В этом варианте еѐ интерпретации она предстает как абсолютная надпредметность, лишенная субстанциальных характеристик, поэтому Ясперс и говорит о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=