Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 64 разума. Мыслитель был абсолютно убежден в том, что вера и разум неразрывно связаны друг с другом и, в этом контексте, нет веры без разума, как разума без веры. Здесь необходимо учитывать важный момент, характерный для экзистенциальной религиозной философской мысли, как, впрочем, и для экзистенциализма в целом: антисциентизм не всегда являлся определяющим фактором данного вида мировосприятия. Как раз в идеях Аврелия Августина, которого мы, в определенной степени, можем считать предтечей концепции экзистенциальной веры, эта мысль получает отчѐтливое выражение. Последующее развитие идей этого мыслителя мы находим в философии Б. Паскаля, который, будучи сам великим ученым-математиком, физиком, подчеркивал, что наука, несмотря на ее значимость и огромную ценность, не может ответить на главные, как бы сказали уже в XX веке, экзистенциальные проблемы человеческого бытия – проблемы жизни и смерти, добра и зла, свободы и предопределенности. Человек, как понимал его Паскаль, не вписывается в жестко детерминистические, рационально выстроенные состояния. Паскаль избегает крайности мировосприятия: отрицание разума и абсолютизацию последнего. Безусловно, разум важен, и обозначение Паскалем человека как мыслящего тростника показывает главную черту человеческой сущности: «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновенья ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстаѐтся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом основа нравственности» [9, с. 187]. Тем не менее, философ был убеждѐн в том, что есть нечто, выходящее за пределы рациональности связанное с любовью и верой, которые коренятся в сердце человеческом. Как полагал С. Аверинцев, место Паскаля в историко-философской традиции определяется тем, что он был первым мыслителем, который, следуя принципам механистически-рационалистической картины мира, господствующей в начале эпохи Нового времени, со всей остротой поставил вопрос о границах науки [10]. Учитывая «доводы сердца», Паскаль тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую, экзистенциалистскую направленность в философии. Он воспринимал человека, исходя из его релятивной, динамической сущности, состояние которого коренится в непостоянстве, перманентной тоске, осознании хрупкости, амбивалентности и трагичности своего бытия. Исходя из этого, Паскаль не переставал говорить о беззащитности и трагичности человека и одновременно неустанно подчеркивать, что человеческое бытие наполнено чувством личностного достоинства, состоящего в акте мышления. В подобных представлениях французского мыслителя мы видим проявление того самого феномена экзистенциальной веры, соединяющей рациональное с иррациональным, трагедийное, теряющее почву и основания бытия, с достоинством интеллигибельного акта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=