Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 63 вера аутентична пониманию, к третьим – объекты, к осознанию которых можно прийти только через религиозную христианскую веру. Исходя из классификации, предложенной Августином видно, что феномен веры далеко выходит за рамки религиозного мировоззрения и распространяется на все стороны человеческого бытия. Поэтому выбор веры для человека имеет принципиальное значение, выбор, который всегда детерминируется его свободой воли и, как правило, контролируется его разумом. Если некоторое знание, которое получает человек, не представляется очевидным для разума, то в данном случае основанием веры является авторитет. Чем выше авторитет, тем больше к нему доверия. Так, например, выбирая себе учителя, человек хочет учиться у самого известного и значимого. Так и специфика религиозной веры раскрывается в том, что она исходит из доверия, которое определяется наибольшим авторитетом. Августин видит предпочтительность христианской веры в еѐ распространенности, жизнеспособности, эффективности еѐ проповеди, то есть в еѐ авторитете. Знаменитый принцип Августина, определяющий суть его мировоззрения, – «верую, чтобы понимать», впоследствии станет фундаментом всей средневековой мысли. Теологическая концепция Августина, с одной стороны, явилась основанием рационального исследования божественной истины, а с другой, указала на его определенное ограничение. Последнее заключалось в следующем: если всякое исследование должно начинаться с каких-то установок, то ими должны быть положения религиозной веры. При этом верхняя граница познания Бога оставалась открытой: разум в своих поисках мог соединять рациональное и иррациональное, устремляться в диалектическом мастерстве к объектам, заведомо выходящим за его пределы. Безусловно, Аврелий Августин в силу многих обстоятельств, и не в последнюю очередь, вследствие высокого уровня своего образования, не был последователем тертуллиановской традиции абсолютной веры. Как говорит О. Джавиш: «Неоднозначно… понимание Августином "веры". В процессе его духовной эволюции менялись и содержание веры, и ее предмет, одновременно усложнялся сам концепт "веры". Если сначала речь идет, скорее, о "вере- доверии", подвергаемой испытанию рациональной критикой, то позднее - о сложном понятии религиозной веры, интегрирующей в себя разум, о разумной вере, представленной в интеллектуальном созерцании Бытия, Истины» [8, с. 46]. Скорее ему была близка тема гармоничного соединения веры и разума, которая в дальнейшем получила классическое обоснование в концепции Фомы Аквинского. Мыслитель всегда высоко ставил разум, философскую культуру, никогда не принижая их значения и величия, а наоборот, стремясь в религии и философии находить точки пересечения, гармонизирующие их взаимовлияние. Не случайно, Бл. Августин, хорошо знавший античную философию, называл Сократа и Платона христианами до Христа, подчеркивая тем самым важность их идей для последующей религиозной традиции. Задолго до схоластической философии он сделал акцент не на противопоставлении разума и веры, а на сверхразумности положений религиозной веры. Вера у Августина ни в чем не противоречит разуму, поэтому, если человек в вере видит одну ошибочность и нелепость, то это есть лишь следствие неразвитости и примитивности его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=