Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 62 экзистенциальная вера, которая выводит человека за пределы посюсторонности и оставляет его наедине с Богом, приобщая его тем самым к высшей, трансцендентной реальности. Таким образом, феномен экзистенциальной веры является той точкой соприкосновения, которая объединяет философию и религию, разум и веру в их диалектическом взаимодействии. Экзистенциальная вера предполагает диалогическую открытость по отношению внутреннему и внешнему миру. Ее характеризует то, что человек видит обращенный к нему трансцендентный запрос во всем многообразии того, что он воспринимает и переживает, – запрос, который призывает его к осознанию и принятию своей личностной позиции. Онтологической основой экзистенциальной веры является актуализация воли, проявление решимости, сопровождающейся осознанием своей свободы и ответственности. Вне этих состояний экзистенциальная вера бессмысленна и лишена своей аутентичности и подлинности. Как было сказано выше, формированию понятия экзистенциальной веры способствовала экспликация идейной традиции, сложившейся в рамках экзистенциально-религиозной философии. Использование историко- философского метода позволило выделить в ней два подхода, в которых и происходило имплицитное становление логического конструкта «экзистенциальная вера». Первый подход можно назвать теолого- экзистенциальным , реализующий преимущественно собственно религиозный способ духовного освоения мира и соединяющий веру, направленную на понимание и принятие Бога с личностным самооткрытием. Второй – мы обозначим как философско-экзистенциальный , где этот синтез веры и самопостижения становится предметом философской рефлексии и обоснованности. Как нам представляется, к первому подходу в наиболее ярком проявлении относятся взгляды Аврелия Августина и Блеза Паскаля, а ко второму – Сѐрена Киркегора и Карла Ясперса. Впервые раскрытие сущности веры в контексте теолого- экзистенциального подхода мы встречаем в размышлениях Аврелия Агустина, чьи идеи предопределили вектор развития западноевропейской мысли почти на целое тысячелетие. Его теологии присущ глубоко личностно-экзистенциальный характер. В своей «Исповеди» он пишет: «Да, Господи, я работаю над самим собой: я стал сам для себя землей, требующей тяжкого труда и обильного пота. Мы исследуем сейчас не небесные пространства, измеряем не расстояния между звездами, спрашиваем не о том, почему земля находится в равновесии: вот я, помнящий себя, я, душа» [7, с. 277]. По признанию Августина, нет ничего важнее, чем познание самого себя, своей души и Бога. Проблема веры как истинности, подлинности, определѐнности в оправдании веры религиозной была одной из центральных в его работах. Августин противопоставляет веру-доверие не просто мышлению, а понимающему мышлению. Он дает свою собственную классификацию объектов веры. К первым он относит предметы, которые доступны только иррациональной интуитивной вере, совсем не обязательно выступающей в качестве феномена религиозного сознания, и никогда не доступны интеллектуальному пониманию, ко вторым – предметы, в отношении которых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=