Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 61 философского дискурса и религиозной веры, осуществляет реконструкцию механизма решающего выбора, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к «самому себе», своей самости как единственной и неповторимой. Крупнейший исследователь Нового Завета в XX веке протестантский теолог Р. Бультман считал, что экзистенциальную философию и Новый завет объединяет то, что они исходят из естественности веры для человека, ее соразмерности собственной личностной сущности, признания того, что человек становится и может быть тем, какой он есть в своих подлинных основаниях [5]. Использование методологии отдельных классиков экзистенциализма, о которых речь пойдѐт ниже, позволил нам сформулировать концепт «экзистенциальная вера», как инструмент соединения в продуктах духовного творчества человека и Бога, субъекта и объекта, трансценденции и экзистенции, веры и разума, философии и религии. Под экзистенциальной верой мы понимаем духовно-интеллектуальную деятельность, направленную на взаимодействие индивида с трансцендентными объектами (Абсолютом) с целью достижения состояния внутреннего мира человека, снимающего неопределѐнность бытия человека и устанавливающего механизм диалогичного общения с Богом. Экзистенциальная вера как особое состояние человека не поддаѐтся исследованиям ни рационально-теоретического, ни эмпирического познания. Еѐ манифестации угадываются только в сфере индивидуального сознания, в области самости отдельной личности, где и происходит встреча и диалог человека с Богом. Обращение к экзистенциальной религиозной философии (С. Киркегор, Н. Бердяев, Л. Шестов, Г. Марсель, Р. Бультман, П. Тиллих, К. Ясперс и др.) позволяет зафиксировать, что вера есть естественное состояние человеческого существования, онтологическая составляющая его экзистенции, осознающей трансценденцию в феноменах действительности и требующей своей расшифровки и толкования. Как отмечает С. А. Нижников: «Онтология веры представляет собой внутреннюю суть духовного познания. Феноменология веры призвана показать онтологические истоки веры в сознании человека» [6, с. 61]. Вводя понятие экзистенциальной веры, мы надеемся использовать его как условие достижения уверенности в реальности бытия, как средство преодоления субъект-объектную расщепленности мира в мышлении. Попытки обрести знание о предмете в рамках интерсубъективного подхода, когда этим предметом оказывается Абсолют, Бог, Универсум, обречены на провал. Как полагал Р. Бультман, человек ничего не может знать о Боге как о совершенно ином бытии. Здесь основным предметом познания является экзистенция человека, исходя из которой, он выстраивает внутренний диалог с Богом, раскрывает в себе присутствие трансцендентного. В таком контексте понимания веры, богопознание соединяется с самопознанием, и вера приобретает экзистенциально наполненный смысл. Дилемма «подлинного» и «неподлинного» бытия (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер) посредством экзистенциальной веры разрешается путѐм отказа от неподлинного бытия – бытия вне веры, наполненного мнимыми феноменами, страхом, тревогой, отчаянием. Преодоление этого состояния может избавить только подлинная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=