Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 60 выстраиваемый посредством категорий и концептуальных схем в ракурсе религиозной веры, воспринимается как абсолютная гордыня, претензия человека встать на один уровень с Богом. В свою очередь секулярные мыслители, исследуя религиозную веру рационально-теоретическим способом, зачастую противопоставляют философию религии и, признавая за последней статус важнейшего феномена человеческого бытия, осмысливают ее, тем не менее, в аналитике критических формулировок. Они рассматривают веру в контексте субъектно-объектных отношений, которые оцениваются ими в качестве либо непреодолимого препятствия между разумом и верой, либо полагая, как у Гегеля, снятие данной противоположности рациональным тождеством. Но в таком видении веры ускользает еѐ подлинный глубинный смысл и обнаруживается несостоятельность попыток охватить этот феномен только силами разума. Однако в защиту философии можно сказать, что она способна проявляться по-разному, и еѐ толкование веры и религии лишено однозначности. Нельзя не согласиться с В. В. Мироновым, который писал, что философия не является формой только рационально-теоретического мышления, это всего лишь одно из ее проявлений [3]. Философия никогда не обходила молчанием такие важные феномены духовной культуры человечества как религия и вера, и говорила она о них, используя отнюдь не только сциентистскую терминологию. Более того, между философией и религией всегда было внутреннее единство, во многом опосредованное близкими средствами мышления, включающими в себя как логос, так и ценностные ориентиры бытия человека. Сегодня пришло понимание, что опора только на принципы абстрактного познания не позволяет уловить онтологические основания веры, поскольку последняя как определенное состояние внутреннего мира человека всегда включает в себя иррациональный остаток, не снимаемый никакими рациональными способами. Философия как квинтэссенция рациональности в постижении и понимании веры должна осознавать границы своего присутствия, и только благодаря этому становиться важным способом ее прояснения. Включая элементы пропедевтической функции, философия осмысливает веру, придавая ей особую артикуляцию, аутентичную особенностям мышления человека. «Причем философия здесь не должна надстраиваться над изначальным религиозным опытом, превращаясь в служанку богословия (строя религиозную философию), но и не подменять феномен веры разумом (создавая философию религии)» [4, с. 77]. В современных реалиях, когда обращение только к рационалистическим критериям понимания мира уже не представляется единственно верным, вопрос о соотношении веры и разума наполняется новыми смыслами и значениями. Вера оказывается тем способом духовной деятельности, который в отличие от дистиллированной рациональности позволяет человеку обратиться к внутреннему миру и обрести смысл своего бытия. В качестве основания, способного обеспечить синтетическое восприятие возможностей философской рефлексии и религиозной веры, мы используем идейный багаж экзистенциальной религиозной философии. Преимущество последней состоит в том, что она, эффективно используя сочетание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=