Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 59 DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-2-58-72 Процессы современной эпохи, а именно секуляризация, развитие науки и технологий, стали условием формирования позитивистского, сциентистски ориентированного восприятия действительности, характерного для многих наших современников. Деградация гуманитарной культуры оказалась закономерным результатом развѐртывания этих тенденций. Однако есть немало людей, готовых противостоять этому давлению и способных видеть в человеке не просто набор антропоидных генетических программ, механическую сумму его систем и компонентов. Они понимают человека как свободного, созидающего субъекта, раскрывающегося во всей своей полноте, в полифонии своих способностей. Среди них особенно важным оказывается дар познания и веры, квинтэссенцией которых являются философия и религия. Связь между ними всегда привлекала к себе внимание, но всегда оставалась проблемой. Не потеряла она своей актуальности и сегодня, ведь от еѐ решения зависят перспективы человеческой истории. Поэтому в данном исследовании мы обратимся к одному из аспектов этой проблемы, которая до сих пор не имела явной артикуляции, но анализ которой позволит найти один из срезов синтеза философии и веры. Речь пойдѐт о феномене экзистенциальной веры. Проблема взаимоотношения философии и религиозной веры имеет давнюю историю. Вера относится к таким феноменам, которые по своим онтологическим основаниям всегда становятся предметом споров, отражающих разнопорядковые, иногда непримиримые позиции. Как верно писал П. Тиллих: «Вряд ли существует другой религиозный термин, употребляющийся как в теологии, так и в повседневной жизни, который подвергался бы большему числу неверных толкований, искажений и спорных определений, чем слово "вера"» [1, c. 132]. Действительно, термин «вера» имеет многогранные интерпретации, среди которых особое внимание привлекают две. Первая представляет собой упрощенно-позитивистское толкование веры, базирующееся на осознании еѐ как некоего субъективного убеждения, либо полностью лишѐнного рационального обоснования, либо опирающегося на аргументы, которые вызывают сомнение. Второй вариант понимания веры рассматривает ее в качестве онтологического основания, без которого человек существовать вообще не может. Как отмечает Р. К. Омельчук: «Изучение веры как альтернативы научному знанию привело к тому, что вера ассоциируется с религией, с Богом. Однако вера присуща именно человеку, и потому должна рассматриваться в экзистенциальном и, что еще более существенно, в онтологическом аспектах» [2, с. 217]. В этом смысле, вера и то, как она осознается, раскрывает сущность человека, его внутренний духовный мир, проявляясь через такие оценочные характеристики как высокая, низкая, осмысленная, бессмысленная, наполненная разумом или слепая. Приведѐнные выше трактовки веры, оказываются предпосылкой взаимных обвинений со стороны представителей богословия и философии. Философия принимается некоторыми представителями религии весьма скептически за еѐ самомнение, которое видится в излишнем интеллектуализировании по поводу Бога. Подобного рода дискурс,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=