Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 55 Понятным становится и враждебное его отношение к Демокриту, который логикой своей системы и образом жизни подрывал культы и мифы античности. Демокрит, идейно связанный с рационально-эстетическим моментом мироощущения доклассового общества, подпадал бы в «идеальном» государстве Платона под все категории нечестивцев. И, наконец, если, по свидетельствам, Демокрит признавал фактически «безрелигиозный», дикий период в развитии человечества, то Платон, описывая первобытность, не мыслит себе человечество без веры в богов (Законы 679 с). Можно проследить и генетические нити, тянущиеся от сакрального шаманизма к философии Платона. Уже Гегель в своих «Лекциях по истории философии», анализируя сократовский принцип как один из переломных моментов в развитии объективного духа, отметил связь мышления Сократа с практикой пророков и предсказателей и некоторую его «ненормальность» (с нашей точки зрения). Гегель пишет о «демоне Сократа» (нечто среднее между духом-покровителем шамана и самосознанием): «Более пристальное рассмотрение этого гения показывает нам поэтому форму, приближающуюся к сомнамбулизму, к раздвоенности сознания, и у Сократа, невидимому, мы явно находим нечто вроде магнетического состояния, ибо он, как мы уже упомянули, часто впадал в оцепенелость и каталепсию» [1, с. 69]. Догадка великого Гегеля может быть подтверждена этнографическими сравнениями. Конкретизация специфики философских систем Демокрита и Платона, связанных также с образом жизни, позволяет выделить в этих идеях некоторые «родимые пятна» шаманизма, что нельзя обвинять их в этом. Диалектика формообразований сознания такова, что возникающие новые формы идеального используют не только содержательный материал предшествующей духовной культуры (знания, идеи, образы), но и ее структуры, обломки старых схем мышления и действия . Этим и объясняются «родовые пятна» шаманизма в «анкете» античных философов. История не осталась безразличной к фигурам и идеям Демокрита и Платона, доведя логику их систем, диалог и прижизненное соперничество до конца: христианское средневековье вобрало философию Платона как предпосылку собственного богословия и уничтожило все труды Демокрита; естествознание и философия Нового времени возродили идеи Демокрита на новой исторической почве, наполнили их рациональным, научным и материалистическим содержанием. Литература 1. Гегель. Сочинения. Т. 10. Лекции по истории философии. Кн. 2. М.: Партиздат, 1932. 454 с. 2. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с. 3. Платон. Сочинения в 3 т. Т. 3. Законы. Ч. 2. М.: Мысль, 1972. С. 83- 478. 4. Римский В. П. К проблеме генезиса религии // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1983. № 1. С. 55-60.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=