Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 54 так выглядит, например, попытка князя Владимира реформировать древнерусский культ и мифологический пантеон). Опора на ритуалы сакрального и профанного шаманизма и получает развитие в религиях и поэтическом творчестве древних цивилизаций, которые используют словесный миф в его рационально-эстетической значимости и отводят ему роль комментария культового обряда» [См.: 7]. Мифо-эпическая поэзия Гомера и Гесиода, на наш взгляд, мало имело отношения к ритуализированной практике античного культа богов и осознавалось в античности как индивидуальное творчество, хотя имело ядро, которое соответствовало традициям народной религии. Из деятельности поэтов-софосов типа Гомера и Гесиода и вырастала античная натурфилософия. Какой бы наивностью и связью скорее с интересами практическими, чем теоретическими, не отличалась античность, ее сознание, стихийное народное и натурфилософское (стихийно диалектическое), уже отличает миф и религию, догадывается об их специфике, ставит вопрос о возникновении веры в богов, о духовной и социальной значимости культов. И в этих вопросах в какой-то мере различные позиции занимали Демокрит и Платон. Парадоксы возникаю при проведении сравнительного анализа философских систем Демокрита и Платона и связаны уже с этимологией слов «миф» и «логос», которая показала, что в целостном языковом сознании античности слова «миф» и «логос» имели большой спектр значений: и религиозных (сакральны), и иррелигиозных, светских. Очевидно, что этимологии, связывающие «миф» с верой в богов, с религиозными функциями – продукты зрелой языковой системы, указывают этим на асинхронность мифа и религии, на их сложное историческое взаимодействие. Демокрит, рационалистически осмысливая содержание гомеровского эпоса, несомненно, рационально-критически «взрывал» примитивизм народных представлений. Но столь же чужд наличной культовой практике полиса оказывался и внешне «иррациональный», шаманистский момент его натурфилософии (признание богов, добрых и злых «образов», гадание, вера в сновидения и т.п.), уходящий корнями в первобытный мифоэпический анимизм. Отблески шаманско-пророческой практики лежат на многих фактах из биографии Демокрита: гадатель и врачеватель, боговдохновенный и насмехающийся пророк, ритуальное ослепление и смерть. Сопоставление этих фактов с функциями профанного шаманизма подтверждает наши выводы об идеологической ориентации Демокрита на мирские, рационально-эстетические ценности народной, фольклорно-ритуальной культуры. Философия Платона имела всецело элитарную, классово- государственную и теологическую природу. Критика произведений Гомера и Гесиода распространяется Платоном до тех пределов, где очевидна их индивидуально-эстетическая значимость. Там, где он видит возможность их совпадения с культовой традицией и утилизации в качестве государственной идеологии, он ограничивается ревизией и догматизацией эпических текстов (предлагает в теории то, чем на практике занимались иудейские жрецы, а в будущем отцы христианской церкви).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=