Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 51 DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-2-50-57 В Новое время, как мы писали ранее, возникает та эпистемологическая граница, которая затрудняла и мешала разрешению антиномии «миф – религия». Итоговая формулировка антиномии, как она вырисовывается на материале истории философии, может быть следующей: миф не есть религия, но всякая религия мифологична; религия не может возникнуть из мифологии и в то же время рождается из мифологии; мифология может существовать вне религии, но религия без мифа нежизнеспособна. Мы можем встретить различные попытки ее разрешения: полное отождествление мифа и религии; поиски в первобытном сознании «зародышевых форм» религии, эволюционирующих в развитые системы; соединение мифа (вербального текста, представления) с обрядом как порождение культа (религии) и т.д. С этой целью было предпринято исследование глубинного основания антропосоциогенеза и архаического периода в развитии человеческой культуры [5]. В процессе антропосоциогенеза (и культурогенеза), как переходном от одной целостности к другой, «инстинктивный» труд не сразу сбрасывает свою «животнообразную» форму, но и не остается одним и тем же, примитивным, наподобие орудийной деятельности приматов. Он претерпевает сложные изменения. Предсоциальный, подражательно-запретный (имитативно- интердективный) труд в открытом первобытном стаде, оказался прогрессивной формой жизнедеятельности, подготовившей весь комплекс предпосылок становления общества и человека современного типа. Труд перестроил в ходе антропосоциогенеза не только телесность и нейрофизиологию наших предков, но и всю систему общения. Звуковые сигналы, жесты, мимика, целостные движения и действия составили сигнальный комплекс, который через подражание и запрет эффективно регулировал трудовую деятельность и другие сферы жизни в первобытных стадных коллективах. Это и обеспечило дальнейший прогресс труда: увеличился набор каменных орудий, осваивался огонь, новые материалы, строительство жилищ. Развитие труда с необходимостью вызвало рост самостоятельности и обособления первобытных стад. Эту ступень можно рассматривать как начало становления родообщинных коллективов субъектами собственности на промысловую территорию, орудия труда и самого человека, основную производительную силу. Формой проявления кровнородственной собственности и было дуальноэтническое отношение как первичное социальное, а способом воспроизводства и утверждения которого стал первый социокультурный институт – групповой брак. Психологическим выражением этих процессов было формирование оппозиции «мы – они». Это и подтверждает символика неандертальских захоронений, ритуальное использование охры, костей животных. В глубинах антропосоциогенеза на основе межиндивидуального и группового общения у предков человека возникла вторая сигнальная система как психофизиологический базис сознания, сигнальные системы (и кинетические, и звуковые) под действием торможения (запрет) и возбуждения (показ, научение) организовались в бинарные (двоичные) комплексы. Это говорит о том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=