Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 50 В. П. Римский Белгородский государственный институт искусств и культуры П. У. Симора Белгородский государственный институт искусств и культуры САКРАЛЬНЫЙ И ПРОФАННЫЙ МИФ У ИСТОКОВ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Цель статьи рассмотреть соотношение элементов антиномии «миф – религия», ее влияния на античную философию в контексте культурно-философского анализа классических философских текстов, а также исследований исторической науки, археологии, этнографии, культурной антропологии, исторической психологии. Новизна исследования заключена в том, что соотношение элементов антиномии «миф – религия» определяется конкретно-историческим, логическим и методологическим дискурсом, что позволило выделить культурно-исторический формат их взаимосвязи: мифа (первичность) и религии, в ее более позднем генезисе и связью с социальными институтами (государство). Результат анализа культурной взаимосвязи мифа и религии, представленный в статье, показал, что античной философии (Демокрит, Платон), присущи некоторые мифические черты, например шаманизма. Это определяется содержательной взаимосвязью духовных культур, когда новые формы идеального воссоздают не только содержательный контент предшествующей духовной культуры (знания, идеи, образы), но и ее структуры, обломки старых схем мышления и действия . Ключевые слова : миф, религия, культура, дуально-этническое отношение, сакральный миф, профанный миф, шаманизм, Демокрит, Платон. V. P. Rimsky BSIAC (Belgorod, Russia) P. U. Simora BSIAC (Belgorod, Russia) SACRED AND PROFANE MYTH AT THE ORIGINS OF ANCIENT PHILOSOPHY In our message, we summarize certain results of many years of research in the work of the scientific direction of the study of myth in its difference from religion, which was started in 1980 [4] and developed in a number of publications by the head and students, including recently [5; 6; 7; 8; 9 et al.]. We paid attention to the antinomy "myth – religion" both in methodological terms, relying on the data of historical science, archeology, ethnography, cultural anthropology, historical psychology, and classical philosophical texts of historical and philosophical works. Our analysis has shown that a concrete solution to this antinomy is possible in a concrete historical, logical and methodological way. The real basis for distinguishing forms of consciousness can only be the study of their genesis in the development of specific forms of activity and cultural worlds, which are necessarily associated with the corresponding ways of producing consciousness and ways of thinking.Keywords: myth, religion, dual-ethnic relation, sacred myth, profane myth, Democritus, Plato. Keywords : myth, religion, dual-ethnic relation, sacred myth, profane myth, Democritus, Plato.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=