Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 38 Золотом сам он одеялся; в руку художеством дивный Бич захватил золотой и на блещущей стал колеснице; Коней погнал, – и послушные быстро они полетели, Между землею паря и звездами усеянным небом. (Il. VIII 41-46) [7, с. 105]. У Сапфо на золотой колеснице, запряженной воробьями, спускается на землю богиня Афродита, чтобы помочь молящим о счастье в любви (Sapph. fr. 1). О колеснице Муз (Μοσζαῖον ἅρμα) слагает Пиндар, современник Парменида, и это очень частый для него сюжет (Ol. IX 81; Pyth. X 65; Isthm. II 2, VIII 62 etc.) На колесницах совершают свой путь по небосводу Гелиос и Селена. Широко известна легенда о сыне Гелиоса Фаэтоне, что дерзко пожелал проехать по небу в отцовской колеснице, но не справился с управлением [Комм. 3]. Во избежание всемирной катастрофы Зевс поразил юнца молнией и тот упал в реку Эридан. Его сестры Гелиады от горя превратились в тополя, а их слезы – в янтарь. Легенде о Фаэтоне посвящены «Гелиады» Эсхила и «Фаэтон» Еврипида, сохранившиеся лишь во фрагментах [Комм. 4]. Ее содержание дошло до нас через Диодора Сицилийского (Diod. Sic. V 23), Гигина (Hyg. Fab. 152а), Овидия (Ov. Met. II 1-339) и др. Уже со времени Еврипида Гелиос начинает отождествляться с Аполлоном [14, с. 299]; в «Метаморфозах» Овидия Фаэтон выступает именно как сын Феба. Эта тенденция приведет к формированию в последние века античности конкурирующего с христианством «солнечного монотеизма», в котором Аполлон-Солнце предстанет единым и универсальным божеством [14, с. 350]. Аполлон в древнегреческой литературе ассоциируется с колесницей, пожалуй, наиболее прочно. Позднеантичный ритор Гимерий доносит слово Алкея с Лесбоса о том, что сразу после рождения юный бог Аполлон был оснащен Зевсом лирой и запряженной лебедями колесницей и командирован в Дельфы к Кастальскому источнику, чтобы вещать оттуда «правду и правосудие всем эллинам». «Аполлон же, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гиперборейцам» (Himer. Orat. XIV 10) [14, с. 408] [Комм. 5]. С тех пор северная страна стала для Аполлона любимым местом на земле. Впредь каждую зиму он оставлял Дельфы и прилетал в свою вотчину отдохнуть в компании поэтов, певцов и кифаредов (Diod. Sic. II 47). Образ Аполлона на колеснице будет использован многими античными авторами, в частности, Нонном Панополитанским (Nonn. Dion. XXIV 80), Овидием (Ov. Met. II 47-48) и др. Необходимо заметить, что как средство вооружения колесница фигурирует только у Гомера. У позднейших авторов она используется, как правило, как парадно-представительский транспорт. Это связано с изменением функции колесниц. По утверждению крупнейшего специалиста по военной истории древнего мира А. К. Нефѐдкина [15, с. 212], на юге Балканского полуострова колесница вместе с конями появились в начале XVI в. до н.э. Наиболее ранние

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=