Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 37 А все эти кони, оси, двери, девы – что это? Просто аллегории, описывающие многосложный процесс познания, как полагал Секст Эмпирик [Комм. 1]? Или это видения во время «шаманского» путешествия в духе, на что довольно прозрачно намекнул в свое время Г. Дильс? [Комм. 2]? Интерпретацию проэмия в духе шаманизма содержит и перевод А. В. Лебедева, в котором путешествие героя поэмы характеризуется как «стремительный полет по Вселенной» [13, с. 286]. Представляется, что ряд образов в поэме Парменида могут быть истолкованы и в более рациональном ключе – как следы исторической памяти, архетипы из древнейших эпох, сохранившиеся в предании, эпосе и в самой матрице мышления древних греков. Об этом еще в конце XIX в. догадывался Г. Дильс, выражавший «некоторое сомнение в том, что великолепная выдумка небесной поездки выросла на собственной почве» [8, с.38]. И самый главный вопрос: кто такая Богиня? Что это за инстанция, через которую Парменид воспринимает фундаментальные знания о бытии и сущем? Личное ли это изобретение Парменида или у нее есть прообраз в мифологической традиции? Верно ли ее отождествлять с Дике, как это делает, например, А. Н. Чанышев [25, с. 164], или это Афродита, как считает, например, А. С. Афонасина [2, с. 294], или это сама Истина, на чем настаивает М. Хайдеггер [24, с. 21]? По другим версиям прообразом Богини могли быть Гестия, Необходимость, Персефона [23, с. 173]… Столь широкий спектр вариантов опознания парменидовской богини говорит о неугасающем научном интересе к этому вопросу. Известно, что любое явление бога не происходит просто так, по случайному сценарию – оно обставлено определенными ритуалами, ему сопутствуют определенные персональные признаки и атрибуты божества. Существенным элементом путешествия Парменида является колесница. Приглядимся внимательнее к этому образу и попробуем установить, кто или что все-таки скрывается за фигурой парменидовской Богини. Описание колесницы довольно подробно. Вот каково оно в переводе М. Л. Гаспарова: Ось, накаляясь в ступице, свистела, подобно свирели, Ибо стремили ее, вихревым вращаясь вращеньем, Два колеса с двух сторон. (Sext. Adv. math. VII 1, 111 = DK 28 B 1) [16, с. 178]. Мы видим, что Парменид мчится на встречу с Богиней на биге – двухколесной и одноосной колеснице, запряженной двумя конями. Это не та Плутархова ὄτημα, повозка – «телега», как и перевел это слово М. Л. Гаспаров [18, с. 13], а боевая колесница, άρμα. Это греческое слово знакомо нам по украинскому гарма , „пушка‟ и по названию универсальной боевой платформы «Армата». В античной литературе весьма популярны сюжеты о выезде на колесницах героев и божеств. В «Илиаде» на колеснице совершает полеты Зевс: … Впряг в колесницу коней медноногих, Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=