Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 32 Творчество – это всегда созидание нового, неизведанного. Оно предполагает риск и ответственность – за ошибку, неудачу, ложные надежды и иллюзии. Особенно велика эта ответственность в моральном творчестве: в кристаллизации новых социально-нравственных ценностей. Развитие нравственности прямо сопряжено с гуманистическим саморазвитием человека, совершенствованием его внутри-личностного мира Согласно Титаренко, творчество моральных ценностей – это результат межличностной интерактивной коммуникации, основанной на интуиции и импровизации моральных чувств. Ценности здесь не существуют как нечто готовое, ставшее, их надо постоянно созидать; они кристаллизуются в точках пересечения человеческих взаимоотношений. Особенно значимым творчество становится там, где сливается общественный результат и субъективность творца, где воплощается неповторимый колорит индивидуальности. Вот почему устроение межличностных отношений – по канонам гуманизма – всегда творчество, даже если эти каноны заданы человеку заранее, предложены обществом. Воплощение их в реальную связь людей – требует нравственных сверхусилий, стойкости и проникновенности в душевный мир другого человека. Это творчество, где не обойтись без морального энтузиазма, душевного порыва и напряжения. Творение человеческих отношений по канонам добра и красоты – одно из главных слагаемых абсолютного супергуманизма. Как полагает Титаренко, одним из главных выражений и результатов морального творчества является одухотворение и возвышение нравственных чувств . Его концепция базируется не только на идее «духовной культуры чувств» К. Маркса, но и идее чувственной интуиции» Лосского, особенно в аспекте «восприятия своей и чужой душевной жизни» [см. 3, с. 188-196]. Моральная «знаковость» мира чувств, подчеркивает Титаренко, вовсе не «сопутствие» мира моральной рефлексии, а «исходный пункт, особый прием эмоционально-ценностной классификации окружающих явлений, лежащий в самом основании человеческой психики, ибо «не только в мышлении, но и всеми чувствами человек утверждает себя в предметном мире (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 121)» [5, с. 178]. Чувственное восприятие душевно-нравственной жизни, согласно Титаренко, предполагает: – эмоционально-нравственную идентификацию с другой личностью; – «конструктивное нравственное воображение» (обычно образное), ведущее к моральному сопереживанию; – интуитивно-чувственное схватывание ценностных ориентации окружающих, ведущее к ощущению согласия (или несогласия) в оценке происходящего; – моральный резонанс ценностей в ходе их взаимообмена через общение. Все это позволяет «прорывать оболочку субъективной изолированности», выводя нравственные эмоции на «арену межличностных отношений и совместной жизнедеятельности». Эта «арена» и есть культурно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=