Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 31 Следствием этого является отчуждение от человека действующих норм и запретов морали, которые начинают восприниматься как чуждые, враждебно- порабощающие его силы, не имеющие ничего общего с его душевно- эмоциональным миром. Моральная императивность норм выглядит как полностью «внешнее» принуждение, не вытекающее из внутриличностных побуждений. Выход из полосы отчуждения Титаренко созывает с «гуманизацией межличностных связей» и преодолением «коммуникативной анонимности» субъекта. И основной предпосылкой для этого должно стать приобщение человека к моральному творчеству. Моральное творчество личности и идея «абсолютного супергуманизма» «Абсолютный супергуманизм» или «всеисторический общечеловеческий гуманизм» Титаренко понимает, прежде всего, как осуществление и реализацию высшей нравственной ценности жизни: морального творчества. Проблема морального творчества практически не рассматривалась в советской этике. Титаренко был одним из первых, кто придал этой теме первостепенное значение. В его изначальном понимании смысла творчества, безусловно, чувствуется влияние Н. А. Бердяева, на книгу которого «Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация» он ссылается в «Антиидеях» (и это в 1984 году!) [Комм. 3]. Речь идет о следующей мысли Бердяева: «Творчество человека будет творить самую жизнь, иной мир, а не предметы, в которых всегда остается разрыв между субъектом и объектом. Тогда не будет жертвы жизнью, любовью во имя творчества, как, например, у Гете, Ибсена и других, но отожествление творчества и жизни» [1, с. 258]. Именно это «отожествление творчества и жизни» Титаренко и кладет в основание своего понимания смысла морального творчества. В широком смысле он определяет творчество как «развитие и объективацию всех духовных сил человека», а не только как научное или художественное выражение его способностей и талантов. Суть такого творчества он усматривает, прежде всего, в самораскрытии нравственно- психологического мира личности, причем не только для «близких», но и для «дальних» людей, для всего общества [см. 5, с. 133]. Само же моральное творчество понимается им как «эффективное и гуманное решение нравственных конфликтов»; как «выбор жизненного пути», своего «замысла жизни» и его воплощения. Ситуации морального творчества характеризуются особыми экзистенциальными рисками, предполагающими повышенную степень личной ответственности. «Симптоматично, – пишет Титаренко, – что в общем запасе нравственного опыта современного человека все более важное место начинает занимать способность творчески применять нормы в различных ситуациях. Более того, умение воспринимать ситуацию как неповторимую, во всей ее сложности и особенности: только так можно предельно гармонически соединить верность морального выбора с его психологической проникновенностью, чуткостью, деликатностью (в отношении других людей, участвующих в ситуации)» [5, c. 134].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=