Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 30 проанализировать класс лжеценностей-антиидей. Он характеризует их как комплекс антиценностей, противостоящих поступательному духовному развитию в истории и нравственному прогрессу личности, представляющих собой этико-философскую альтернативу гуманизму. К таким антиидеям- антиценностям он относит: – представление о вечности, справедливости и полезности социального неравенства; – представление о том, что счастье одного человека всегда строится на несчастьях других людей и что, следовательно, антигуманизм в отношении к другим людям есть единственно последовательный способ личного самоутверждения (антиценность «абсолютного эгоизма»); – представление о несовместимость идейности с добротой, о тождественности всякой идейной убежденности с моральным фанатизмом; – представления о непреодолимости одиночества человека, о невозможности взаимопонимания людей, о неизбежности их нравственно- психологического отчуждения и самоотчуждения. В качестве основного препятствия на пути к идеалу духовно совершенной личности Титаренко рассматривает антиценность отчуждения . Проблема отчуждения в контексте анализа и интерпретации идей К. Маркса, рассматривалась в трудах многих советских философов 60-80-х годов (Т. И. Ойзерман, И. С. Нарский и др.). Заслуга Титаренко в том, что он дал последовательную концепцию морального отчуждения в марксистской философии. Само понятие «отчуждения личности», отмечал он, есть предельно общее понятие, в котором органически слиты экономический, социально- политический, моральный, психологический, художественно-эстетический аспекты. Именно таким – целостным – предстает отчуждение у К. Маркса в его «Экономическо-философских рукописях 1844 года». «В этом – обобщающая сила категории отчуждения. Но в этом же – ее слабость, вытекающая из чрезвычайной широты и всеохватываемости. Да и сам смысл отчуждения глубоко синтетичен. Под отчуждением понимается не только опредмечивание и отделение результатов деятельности от человека, но и превращение их, во- первых, в самостоятельные, неподвластные ему силы, во-вторых, насильственно господствующие над ним и, в-третьих, чуждые ему и враждебные» [6, с. 56-57]. Характеризуя моральный аспект отчуждения, Титаренко предварительно определяет его как апогей одиночества, при котором индивид переживает максимальную разъединенность с другими людьми, непонятость и заброшенность, порождающие постоянное ощущение «холодной враждебности, разлитой в мире человеческих взаимоотношений». Пик данного состояния - отчуждение от личности ее способностей и прав на моральное творчество, на производство нравственных ценностей. «Это не только отчуждение способности создавать новые нормы, запреты, правила, требования, т.е. новые нравственные ценности. Но и отчуждение способности творчески реализовывать уже действующие нормы в неповторимо-конкретных ситуациях» [5, с. 58].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=