Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 26 В переломные эпохи, когда привычные пути жизни целых поколений обессмысливаются, видение иного смысла жизни неизбежно приобретает значение нравственно-психологического переустройства внутреннего мира человека – переустройства, которое сопровождается страстными нравственными исканиями и пересмотром существующей системы ценностей. А. И. Титаренко. Антиидеи Введение Творческое наследие А. И. Титаренко еще ждет своего исследования. Общие словарно-справочные сведения [Комм. 1] и отдельные попытки аналитических оценок его работ [Комм. 2], не могут дать цельного представления о его моральной философии. В данной статье мы ставим перед собой задачу очертить общие контуры его этического учения. Исследовательский путь Титаренко, апогей которого приходится на переломный этап российской истории (1985-1993), во многом связан с исканием универсальных констант в этике, которые способствовали бы выявлению и «опознанию» иерархической структуры нравственных ценностей и их антиподов. В своей итоговой статье «Классическая этика Абсолюта» Титаренко подчеркивал, что проблема принятия, обоснования и опознания абсолютных ценностей, несомненно, одна из основных в этике, поскольку от ее решения зависит в значительной мере направленность теоретических разработок всех вопросов морали. Более того, это глубинная и насущная проблема реального процесса нравственной жизни, ценностной ориентации массового сознания поколений, «корневых мировоззренческих ориентиров» в бытующих нравах. «Если этику и можно построить, обходясь без Абсолютов, то может ли реальная нравственная жизнь людей обойтись без них, без их надежной опоры? Общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах, становится ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса» [6, c. 8]. В качестве такого рода абсолютных начал и универсальных принципов морали в разные периоды творческого пути им рассматривались: идея нравственного прогресса, идея морально совершенной личности, преодолевшей отчуждение; идея императивно-ценностных универсалий нравственного сознания, противостоящих глобальным анти-ценностям, идея нравственного творчества как высшая ценность жизни. В Предисловии к книге Лосского Титаренко как бы оценивает эти символы Абсолютного в этике, критически анализирует и корректирует их, пытаясь выработать некий синтетический образ морального Абсолюта, который он обозначает понятиями «всеисторический общечеловеческий гуманизм » и « абсолютный супергуманизм» [6, c. 10, 14]. Остановимся подробнее на основных моментах его исканий абсолютных ценностей в этике. Нравственный прогресс и идея Абсолютного добра В своей ранней работе [см. 7] Титаренко рассматривает моральный Абсолют в гуманистической проекции и перспективе, связывая его с идеалом человека, достигшего высшей степени духовной свободы. При этом возможность духовного совершенства осуществляется через прогрессирующую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=