Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 162 fixing clear boundaries is not possible. This is partly due to the factor of qualitative transformation of the subcultural movement itself, which is largely initiated by the processes of "secondary socialization" on the Internet. The Internet can be an optimal platform for the realization of freedom, genetically and culturally historically associated with the manifestations of mobile and multiple subcultural identity in a new socio-cultural environment characterized by fluidity and transitivity. Keywords: Internet, network, youth subculture, subcultural identity, virtual freedom, self- presentation, image symbols, attributes, value structures, "social network" DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-2-161-169 В культурных практиках есть «вечные» феномены», вокруг которых непрестанно разворачиваются теоретические дискуссии и методологические контроверзы. Однако даже среди них присутствуют и не теряют своей проблемности такие, которые требуют дополнительных философских артикуляций, представляя особый интерес. В этом ряду категория «свободы», которая сама по себе выступает достаточным основанием для философско- культурологической рефлексии в рамках предметного поля данной статьи. Мы предпримем попытку выработать авторское понимание и трактовку свободы как понятия и феномена, рассмотрев его в орбите современной информационно-сетевой культуры, а также в контексте многослойности молодежных субкультурных формообразований, состав, многовекторность развития и регенерации которых, с нашей точки зрения, выявляет определенные взаимосвязи: между смысловыми коннотациями «свободы», с одной стороны, и сущностными основаниями сетевой «субкультурной идентичности», с другой. Опираясь на теоретические исследования современных специалистов, дадим общую типологию и идентификацию базовых признаков и критериев субкультуры и субкультурности, которые, характерны и свойственны молодежному социальному сектору, различаясь несущественным образом в зависимости от «возрастного» состава субкультурного формообразования и его ориентации в культуре И. М. Сотников в этой связи отмечает: «Для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт: - наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму, входящих в данную субкультуру; - специфический стиль жизни и поведения; - наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и др.; - наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи» [13, с. 22]. Другое мнение высказывает Н. Н. Слюсаренко: «Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности» [14]. Т. Б. Щепанская концентрирует внимание на изучении процессов обособления молодежной субкультуры, еѐ «выпадания» из общего контекста базовых культурных ценностей [15]. При этом автор тщательно изучает причины этого явления, что нам особенно импонирует, позволяя получить более глубокий представления об

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=