Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 158 помощь и поддержку. Данную практику можно изучить по собственному желанию, используя письменные источники, не испытывая «шаманскую болезнь», наделенную духами как в традиционном шаманизме; - неошаманизм транслирует техники при помощи обучения им в процессе посвящения всех желающих (способных прийти к измененному состоянию сознания). В настоящее время в массовом сознании складывается активный спрос на неошаманизм путем открытия тренингов по шаманизму и развития различны техник шаманского расширения сознания. Таким образом, неошаманизм является сравнительно новым духовным явлением, которое востребовано в массовом сознании независимо от социальных, национальных и возрастных групп и заключает в себе черты индивидуализма, урбанизма, оторванности от природы, письменной передача знаний и информации, общедоступности, открытости внешнему миру. Таким образом, в современной реальности, где преобладает человеческая индивидуальность и уникальность, появляется фигура культового деятеля, действия которого воспринимаются как новые культовые реалии. Именно фигура культового деятеля – шамана рисует новое индивидуальное самосознание в глобализующемся мире, где шаманизм в свою очередь способен формировать и развивать конкретные отношения человека с миром, проникать в него и уединяться. Следовательно, шаманизм не уходит в прошлое, так как необходим в настоящем для поддержания психической жизни человека, наоборот он все больше проявляет себя во всех сферах жизни человека. Выводы. Исследование феномена неошаманизма в современной культуре дает возможность выявить современное понятие традиционного шаманизма – неошаманизм, а также раскрыть его основное значение и показать трансформацию архаичного шаманизма. Следовательно, неошаманизм формируется как устойчивое сознание культуры и стремится к самовоспроизводству и трансляции путем в сознании человека на психологическом уровне со специфическими знаниями мистического порядка. Комментарии 1. Майкл Харнер ( 27 апреля 1929 – 3 февраля 2018 ) – американский антрополог, в 1956–1957 г. принял участие в длительных полевых исследованиях в качестве антрополога на лесистых склонах Эквадорских Анд, где живут индейцы хиваро, или Унтсури Шуар. Литература 1. Борко Т. И. Шаманизм: от архаических верований к религиозному культу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. 152 с. 2. Дремов С. В. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. Новосибирск: СО РАН, 2001. 204 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=