Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 156 В неошаманизме разработана своеобразная этика шаманской работы, которая отвечает за осознанное согласие на шаманское (духовное) исцеление. Каждый человек вправе сам определять, что можно и нужно делать с его душой, то есть необходимо согласие человека. В случае помощи от стихийных бедствий нужно попросить разрешение у духов земли [11, р. 138]. Как считают приверженцы неошаманизма, основой работы шамана является призывание духов для получения от них помощи в виде силы, исцеления, знания или мудрости. По В. И. Харитоновой, «шаманизм в разных вариантах стал у нас массовым явлением: «шаманские практики» осуществляются в квартирах, залах для тренингов, выставок или театральных выступлений. Деятельность неошаманов активно осуществляется на местах, где ранее был развит шаманизм» [8, с. 65]. «Группа (нео) шаманов активно транслирует свои техники, обучая им в процессе посвящения всех желающих, у которых они обнаруживают шаманские способности-склонности к погружению и работе в измененных состояниях сознания (независимо от этнической принадлежности, вероисповедания и места жительства)» [9, с. 6]. «Фонд шаманских исследований» – это комплекс расширенных семинаров, на которых проводится концентрированное обучение конкретным методикам, таким как: возрождение души, исцеление извлечения, обучение гаданию, работа с духами природы, работа со смертью и ее последователями. «Фонд шаманских исследований» координируется в Северной Америке, Латинской Америке, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Основная цель «Фонда шаманских исследований» заключается в сохранении древних знаний и передачи будущим поколениям. Отметим, что данная организация посвящена всемирному сохранению, изучению и преподаванию основным шаманским методикам. Традиционный шаманизм активно развивался и ранее, создавая шаманские организации (местные организации шаманов), существующие до сих пор. В настоящее время, преобладают новые шаманские организации (неошаманские), так как речь идет о «новом» в свете изменений нашей жизнедеятельности, социального окружения, культурно-религиозной ситуации. Наша жизнь поменялась и, в отличие от традиционного шаманизма, характеризующегося деятельностью шамана-одиночки с его определенными специфическими знаниями мистического порядка и контактом с духами, неошаманы переместились в города, в религиозные организации, которые состоят из шаманов со строгой подчиненностью руководителю. Само существование неошаманизма рассматривается в условиях современного глобализующегося мира, в котором шаманы привыкли активно контактировать между собой, обмениваться своими практиками, методами. Следовательно, неошаманизм представляет собой «сложную структуру в системе культуры, являясь ответом на кризисные состояния в истории, когда происходят переоценка ценностей и выбор пути культурного развития. Человек образуется к историческому прошлому, к своему своеобразному «общему культурному фонду», к тем уже состоявшимся формам понимания мира и своего существования в нем» [6, с. 74].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=