Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 155 заинтересованный в деятельности познания самого себя и других людей, способный идти на помощь людям и найти авторитет в глазах окружающих. Стремление к самосознанию – одно из основных качеств шамана. Он обязан уметь осознавать свои мысли, ценности, модель поведения, а также иметь стремление проводить над собой работу над ошибками при помощи самоанализа и самосовершенствования. Имея способность устанавливать связь с самим собой, своим телом, умом и мыслями, шаманы способны научить этому людей, которые в этом нуждаются. Именно через самосознание шаман способен помогать людям, получая знания о них. Именно путешествие является основой шаманского опыта. Путешествие считается естественной возможностью получения определенных сведений о структуре мира, мироздания, мировоззрения, скрытых от обычного повседневного восприятия реальности при помощи того или иного переживания. Так ученые получают полноразмерную картину с единой концепцией, в основе которой лежит человеческое мышление с религиозными идеями. Тем самым, путешествие является важным элементом шаманизма, который помогает выстроить картографию шаманской практики. Важно запечатлеть все обряды и установления, атрибуты и доктрины в шаманизме, так как все больше уделяется внимания данному мировоззрению, которое становится отчасти элементом массовой культуры и составляющей частью рынка магико-прогностических услуг. На данный момент шаманизм рассматривается как развивающийся элемент человеческой культуры, который пронизывает различные сферы человеческой деятельности (например: духовную, социальную, политическую). Современный шаманизм выступает универсальным феноменом в области не только религиозной, но и психологической жизни. В области современного шаманизма (неошаманизма) необходимо выделить американского антрополога и практикующего шамана, основателя «Фонда шаманских исследований» в США М. Харнера [Комм. 1]. Он занимался не только изучением шаманизма, но и обучал методике получения шаманских сил. Он считал, что шаманская практика дает новую духовную свободу, «свободу знать, а не просто верить» [12, р. 9]. Часть данной свободы – это постепенно растущее знание того, что называется «Вне времени Верхнего и Нижнего миров». М. Харнер вывел «базовый шаманизм» (coreshamanism (анг.)), называемым в дальнейшем «неошаманизм», из основных межкультурных принципов и практик, пережитых им в личном опыте. Под данным понятием он имеет в виду шаманские практики, которые исключены из культурно- социального контекста. Таким образом, основа неошаманизма заключается в обучении и использовании базовых техник шаманизма. Суть неошаманизма, по М. Харнеру, заключается в объединении шаманских практик, что подчеркивает схожесть его трактовки с М. Элиаде, говорившем о «о единообразии центрального ядра шаманских практик во всем мире» [10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=