Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 153 период общественных трансформаций или социальных кризисов. Так человек способен обратиться к прошлому с укоренившимися формами и спецификой понимания мира, а также существования в нем. Неошаманизм как современный феномен начал активно развиваться благодаря «Фонду шаманских исследований» М. Харнера. В этой связи отмечается необходимость в философско – религиоведческом анализе рассмотрения феномена неошаманизма в традиционной культуре как систему убеждений. Необходимо проанализировать неошаманизм как путь в сознании человека во всем многообразии и взаимосвязи с сущим. Целью статьи является выявление в философско – религиоведческом анализе преимуществ социокультурного феномена неошаманизма для современного человека. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач: ● выявить трансформацию понятия «неошаманизм» и раскрыть его основное значение в современном мире; ● определить специфику возникновения и значимость современного шаманизма (неошаманизма) в современной культуре; ● сравнить терминологию «традиционный шаманизм» и «современный шаманизм (неошаманизм)» в философско-религиоведческом анализе. Термин «шаманизм» пришел к нам из Сибири и имеет свою практику на всех обитаемых континентах, например у народов Северной Европы, Дальнего Востока, Юго-Востока и Средней Азии и Африки, у индийцев Северной Америки, Австралии и Океании, а также индейцев Южной Америки. Под шаманизмом понимаем систему убеждений, основанных на каких-либо экспериментах, которые проводятся в целях исцеления, сбора информации, а также решения различных проблем. По исследованиям М. Элиаде, можно сказать, что шаманизм лежит в основе всех других духовных традиций нашей планеты, где главная его характеристика – изменение сознания. Как говорил М. Элиаде, «достоинством сибирского и среднеазиатского шаманизма является то, что он представляет собой структуру, в которой элементы объединены в своеобразную цельную идеологию, что и является обоснованием специфических практик, существующих независимо друг от друга в остальных частях мира, например, специальные связи с духами, экстатические способности, позволяющие осуществлять магический полет, вознесение на Небо, нисхождение в Ад, укрощение огня и прочее» [10, с.19]. Таким образом, отметим, что термин «шаманизм» родствен с понятием «волшебник», «ведьма», «медик» и между собой сопровождаются определенными коннотациями, противоречиями и предупреждениями. Проблема сознания является актуальной темой философии, психологии, социологии, политологии, этнологии, психиатрии и других наук. Необходимо обратить внимание, что для шаманской традиции мифологическое сознание является основой в архаичном и традиционном мировоззрении.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=