Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 136 событий истории страны в контексте настоящего. Это центральное положение «праздничного мероприятия по реконструкции» обусловлено тем фактом, что именно в них отражен процесс становления государственности, становления российского общества в том виде, в каком оно существует сейчас [6]. Праздники-реконструкции выражают, по большей части, события политической истории и оказывают решающее влияние на процесс самоидентификации общества, позволяя гражданам современной России ответить на вопрос «Кто мы?». Последовательность этих праздников в современном праздничном календаре позволяет проследить основные вехи истории и становления государства, становления формы его существования, которая в настоящее время у нас есть. Группа праздников-реконструкций, таким образом, определяет отношение россиян к себе как к членам единой социокультурной общности, объединенной событиями прошлого и целями будущего развития страны. Второй тип праздников культуры нашей страны, обозначается термином «замещающее праздничное мероприятие». Их суть заключается в культурной памяти народа и в общественном сознании в целом определенных фрагментах прошлого или традиций. Выше, говоря об историческом и культурном наследии русской праздничной культуры, мы уже рассмотрели несколько таких праздников. Наиболее яркими примерами являются День народного единства, а также День семьи, любви и верности (замена Дня Октябрьской революции и Дня Святого Валентина). Наконец, еще одним важным элементом российской праздничной культуры начала XXI века является целый ряд праздников, которые можно обозначить термином «фиксирующее праздничное событие» [8]. В качестве наиболее ярких примеров установления праздников мы можем привести Международный женский день, а, как и подавляющее большинство профессиональных праздников. Общим для торжественных мероприятий такого типа является выполнение ими функции консолидации общества, социальных общностей. Все виды праздников находятся в постоянном взаимодействии, праздничные мероприятия часто переходят от типа к типу, отражая процесс социального и исторического развития общества. Данный факт объясняется том, что, несмотря на относительно короткий по историческим меркам период существования Советского Союза, он оказал очень значительное влияние на духовную жизнь и культуру тех, кто входил в состав государства. Однако наряду с сохранением в общественном сознании россиян ряда праздников и традиций, сформировавшихся за годы существования союзного государства, выделяется новая тенденция развития праздничной культуры страны. В этом случае мы говорим о тенденции к формированию в Российской Федерации новой культурной памяти с отличным от имеющегося понятием событий прошлого. Российское население выступают носителями новой коммуникативной памяти, составляющей основу праздничной культуры [11]. В этом случае мы можем говорить, что праздничная культура современного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=