Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 135 исторического прошлого (например, празднование Нового года) и других моментов [2]. Наличие значительной мифологизирующей составляющей оказывает существенное влияние на формирование общественного мнения по отношению к определенному событию прошлого и настоящему страны. Распространение мифологических смыслов, присущих праздничной культуре современной России, во многом обусловлено к тому же феномену средств массовой информации, с которым праздник сегодня сохраняет свою самую тесную связь [10]. Проблемы переосмысления нашего собственного исторического и культурного прошлого и прошлого человечества в целом имеют особое значение для нашей страны. Наследие прошлого в праздничной культуре проявляется в «извлечении» исторических фактов. Действительно, мифологизация – это не простое искажение исторической реальности и подмена одних взглядов на прошлое страны другими более соответствует текущей политической ситуации и понимается нами как своеобразный механизм обеспечения сохранения символически переработанной информации о событиях российской истории [5]. В то же время следует отметить, что фиксация исторического события происходит в случае праздничной культуры не в сознании отдельного индивида, а в структуре общественного сознания, которое распространяется на всех членов конкретного общества. Это то, что свойство исследуемого нами феномена, определяющее, в конечном счете, возможность рассмотрения праздника и праздничной культуры как специфических форм выражения культурной памяти. В то же время функционирование современной российской праздничной культуры в этом аспекте происходит за счет другой присущей ей важной характеристики, суть которой заключается в необходимости постоянного обновления основных ценностей, присущих обществу, что и происходит для поддержания их актуальности и актуальность для новых поколений. Эта потребность удовлетворяется в культуре благодаря цикличности праздничного календаря, частоте празднования главных событий истории. Цикличность, из года в год праздников обеспечивает формирование в обществе целостной системы воспоминаний о прошлом страны, а также интерпретаций этого прошлого. Праздничная культура в данном случае является важнейшим механизмом оформления памяти народа, инструментом поддержки идентичность общества. Праздничная культура, таким образом, не только информирует нас о прошлом, но и – в то же время – регулирует отношение к настоящему и будущему. Исследователи феномена современного праздника предлагают выделить в праздничной культуре России начала XXI века три основных вида праздника, классифицированных по основе особенностей воспроизводства в их структуре отношения общества к памяти о событиях прошлого. Это «праздничное мероприятие по реконструкции», «замена праздничного мероприятия» и «исправление праздничного мероприятия». Основу «праздничного мероприятия по реконструкции» составляет процесс оправдания настоящего через сакрализацию прошлого и представление

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=