Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 134 Общее снижение культурного уровня населения становится все более очевидным. Современный человек под влиянием быстрых процессов не успевает переосмыслить свою роль и место в обществе. В традиционном или индустриальном обществе национально-культурная идентичность человека сохранялась и воспроизводилась благодаря неизменности структур его повседневного существования, современного человека, жителя постиндустриального общества, зачастую благодаря именно информационному пространству, которое окружает его, постоянно взаимодействует с культурой, привнесенной извне (смотрит иностранные фильмы, читает иностранные книги, отмечает совсем недавно чуждые русской национальной идентичности праздники и так далее). В то же время, Н. Д. Мостицкая, пишет о том, что вливание чуждого происходит одновременно с тем, что человек остается в своем мире [9]. Этот факт очень ярко демонстрирует праздничную культуру России, а как результат происходит расширение границ национальной культуры. В то же время трудно отрицать, что признание социокультурного разнообразия современного мира высвечивает проблему исчезновения национальной культуры. Современная праздничная культура России сегодня претерпевает значительные изменения на всех уровнях: региональном, информационном, идентификационном и художественном. Праздничные мероприятия влияют на нравственное и духовное развитие личности, однако вовлечение только культуры праздников, для этого не достаточно. Формы праздничной культуры, которые включают ее в единое социокультурное поле, делают ее частью определенной общности: народ, этнос, нация и так далее должны существовать. В связи с изменениями, происходящими в обществе, постоянно появляются новые значимые элементы праздничной культуры. Праздничные даты, которые были в предыдущем российском официальном «Календаре праздников», остались, но не все. Это позволяет нам указать на динамику культуры в ее историческом аспекте. А. Крот рассматривает развитие культуры как структуру одного «мозаичного» типа. По словам А. Крота, это информационные сообщения, заключенные в продуктах интеллектуальной деятельности людей (наука, искусство, религии), передаваемые от их создателя потребителю через средства массовой информации, позволяют изменять календарь праздников, способствуя трансформации одних в другие [1]. Одной из особенностей современной российской праздничной культуры является то, что она показывает аспекты, характерные для менталитета народов России, являясь важной составляющей национальной идентичности, показывая через себя образы прошлого, при этом требуя постоянной государственной поддержки. Именно российским менталитетом, мы можем объяснить взаимоотношение традиционных и новых компонентов в праздничной культуре нашей страны, зачастую именно праздничная культура становится выражением политики памяти, направленной на сохранение определенных моментов нашего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=