Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 127 и т.д.). На втором месте по популярности стоят футуристические конфликты – Quake, Gears of War, Halo и т.п. Варгеймы являются узко-специализированными военно- стратегическими играми, чьи корни прослеживаются до командно-штабных игр, в том числе Kriegsspiel, разработанной в Пруссии для обучения офицеров тактике и стратегии линейной войны [19]. Варгеймы предполагают максималь- ное обезличивание военного конфликта, лишение его этически-проблемной со- ставляющей. В определенном смысле, варгейм – это задача на оптимальное рас- ходование имеющихся у игрока ресурсов по заданным заранее правилам. Но варгеймы также могут – в исключительных случаях – исполнять наглядно- пропедевтическую, воспитательную функцию. Например, Defcon не только эмулирует ядерный конфликт, но и наглядно-иммерсивным образом демонстри- рует, что в ядерной войне победитель условен [18]. Стратегические игры являются вторым основным жанром, в котором может (но необязательно) присутствовать военная составляющая. Милитар- ный компонент в таких играх представлен точно в соответствии с высказывани- ем фон Клаузевица о том, что «война является продолжением политики иными средствами». Эти игры также демонстрируют потенциальные потери, которые несут все участники конфликта – человеческие, ресурсные, разрушения инфра- структуры, падения уровня жизни и гибель мирного населения и т.д. Третьим основным жанром являются симуляторы военной техники – танковые, авиационные, корабельные и т.д. Не менее кроме исторических и со- временных здесь часто встречаются и фантастические футуристические симу- ляторы. Например, Star Wars: Squadrons, симулирующий космические сражения во вселенной медиафраншизы «Звездных войн» или Elite: Dangerous и т.д. Наконец, последним ареалом присутствия военных игр являются игро- вые новеллы, посвященные различным реальным и вымышленным военным конфликтам – Banner Saga (фэнтезийный мир, основанный на истории и мифо- логии Северной Европы), Valiant Heart (Первая мировая война), This war of mine (война в Югославии). Сейчас нельзя назвать их «основным жанром» военных игр и неясно, насколько массовым феноменом они станут. Тем не менее, в них игровые дизайнеры идут на эксперименты и моделируют не только участие в войне профессиональных военных или призывников, но и некомбатантов – мирного населения, вынужденного сталкивается с реалиями военного конфлик- та. Представленные примеры и описание различных жанровых локусов присутствия позволяют понять, что такого жанра видеоигр как военные игры не существует – они отличаются по игромеханическому ядру (gamecore), укруп- ненной и конкретной тематике, могут быть историческими и фантастическими, персонифицированными и командными. Поэтому обобщения на этот счет, например, относительно рисков в воспитании подрастающего поколения (вме- сте с тем, средний возраст российского геймера составляет 33 года [1]) или про- паганде неправильных ценностей не целесообразны – обобщать можно только однопорядковые явления. Нам представляется более верной точка зрения П. А. Корнилова, который считает, что игра в войну – «это социокультурная техноло- гия преодоления военного насилия и проективной трансформации социальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=