Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 12 принципов [5, с. 47]; они также имеют свой источник в одном лишь разуме, без опосредования чувственностью и ее возможными предметами. Это, однако, только одна сторона дела: хотя практические понятия и принципы существенно отличаются ото всего в практическом познании, что содержит эмпирические элементы, и хотя все люди употребляют «как критерий в своих оценках» [5, с. 91] именно чистый принцип практического разума, то есть, весь объем морального познания совершается, по Канту, под руководством чистых понятий разума, или идей, – однако это еще не дает повода думать, будто моральное познание совершается посредством одних только чистых практических понятий и принципов, и будто, например, в теоретической рефлексии чистой этики нет «ничего эмпирического». Ибо одно дело – чистая идея свободы и чистый закон практического разума, и другое дело – совокупность рефлексивных процедур чистой этики, осмысливающей этот же закон, но имеющей целью представить его не в абстракции, но как закон для «воли человека, поскольку она аффицируется природой» [5, с. 41-43]. Кант настаивает и подчеркивает, что в практическом познании действуют чистые идеи разума, используется как критерий моральной оценки верховный принцип свободы, – но это не значит, будто, по Канту, практическое познание, в отличие от теоретического, состоит только из чистых практических понятий, и будто все практическое мышление осуществляется как умозаключение из одних лишь чистых моральных законов. б) зачем простецам категории воли? Что же именно, по Канту, лежит в основе функции практического разума в первом и собственном смысле слова? Разум является практическим (пусть даже только технически-практическим), если способность разума имеет «влияние на волю» [5, с. 69], то есть, если человек «подчиняет его … руководству свою способность желания» [5, с. 65], если он не только размышляет о возможности желать некоторого действи я, но фактически желает некоторого действия : поскольку, иначе говоря, нечто фактически определяет его волю к действию, будь то как средству для достижения другого предмета, или безусловно. Разум существа является практическим (в первом аспекте), если воля как причинность существа определяется к действию не чувственным побуждением, а представлением о законе, безотносительно всех чувственных мотивов и всех предметов произволения: воля подлинно добра, если представление закона (а не предметный результат) есть ее единственное определяющее основание [5, с. 83]. Практический разум в первом аспекте (само)определяется представлением о законе [5, с. 85], им движет «чистое представление долга, и вообще нравственного закона, без всякой чуждой примеси эмпирических побуждений» [5, с. 113]. Представление о законе, говорит Кант, «служит воле принципом» [5, с. 85]. Поэтому Кант даже определяет саму волю как «способность определять самое себя к действованию сообразно с представлением известных законов » [5, с. 163]. Казалось бы, представление закона подразумевает употребление понятий; трансцендентальным же условием возможности употребления каких-либо понятий, то есть суждения и умозаключения, являются чистые функции синтеза, то есть категории рассудка (в данном случае, вероятно, практического

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=