Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 115 Но важно другое. Дело не в этих характерных различиях, отражающих культурную специфику каждого класса, а в том, что образ человека, типичный для одного класса, посредством распространения образования и просвещения (и приобщения народных масс к грамотности через чтение литературы, создан- ной господствующим классом), был навязан всем остальным классам в качестве универсальной модели, выражающей национальное своеобразие русского чело- века как такового [Комм. 4]: то, что представляло собой воплощение установок и представлений одной социальной группы, стало восприниматься как то, что выражает сущность русского народа вообще, поверх классовых и сословных различий. В эту иллюзию поверили не только представители господствующего класса (в недрах которого и сформировалась данная модель человека), но и со- циально, и культурно подчиненные группы (усвоившие это представление о че- ловеке через литературу и образование). Так частная классовая идентичность становится всеобщей национальной идентичностью [Комм. 5]. Или, как охарактеризовал этот процесс П. Бурдье: так «истина властвующих становится истиной всех» [5, c. 153]. Комментарии 1) Бурдье П. О государстве. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - С. 314. 2) Хороший пример – Яша, молодой лакей, из «Вишневого сада»: время, проведенное с Раневской за границей изменило его. Он стал по-другому одеваться, научился «деликатно говорить». Даша, горничная, с восторгом отзывается о нем: «Вы – образованный, можете обо всем рассуждать». Он мечтает вернуться обратно в Париж, так как в России, по его словам, «народ необразованный, безнравственный, притом скука». Когда из деревни приходит мать, чтобы его повидать, он отказывается к ней выйти: он ее стыдится (ведь она – неграмотная, «деревенщина», кто увидит его с ней рядом – стыда не оберешься). 3) Поскольку общество не гомогенно, и каждый член этого общества принадлежит сразу к нескольким группам (которые могут очень отличаться друг от друга по статусу, ценностям и т.п.), возникает вопрос: может ли человек быть носителем двух культур, например, слушать Баха и одновременно любить рэп? 4) Может. Но в его восприятии они будут иерархизированы (упорядочены) в соответствии со стандартами, заданными доминирующей культурой (то есть в соответствии с той системой культурной иерархии/классификации, которая принята в данном сообществе: так, попав в сообщество интеллектуальной элиты, он, чтобы «не ударить в грязь лицом», будет демонстрировать свои познания в области высокой культуры, а, оказавшись на молодежной вечеринке – будет декламировать рэп; интересно, что он ни при каких обстоятельствах эти вещи не перепутает, а если это все же произойдет, это будет означать либо то, что он профан, либо то, что он нахал и слишком много себе позволяет – и в том, и в другом случае это негативно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=