Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 113 письменной культуры высших классов, что опять же проявляется через количе- ство часов, предусмотренное на ее изучение. Вследствие вышеуказанных причин дворянская культура получила ши- рокое распространение, а народная пришла в упадок. Так, регулярно проводятся различные литературные конкурсы, что способствует не только поиску талантов, но и развитию литературных жанров: регулярно пишутся новые пьесы, романы, рассказы, поэтические произведения – современные писатели продолжают тра- дицию дворянской литературы, поскольку работают в русле тех жанров, кото- рые отработаны ею. С народной культурой дело обстоит совсем по-другому: но- вого практически ничего не производится, напротив: забывается то, что есть. Поэтому фольклористы «бьют тревогу»: еще немного – и от народной культуры в ее традиционном представлении останется одно воспоминание. Каким бы странным это ни показалось, но подобное положение дел – следствие демократизации культуры. Демократизация здесь означает не равен- ство, а доступность – распространение взглядов, представлений, установок и достижений (культурных, политических, экономических) доминирующей соци- альной группы среди других слоев населения, что ведет к вытеснению и обес- цениванию их собственных. Поэтому приобщение (посредством системы обра- зования) к культуре – означает, как уже говорилось выше, приобщение не к «культуре вообще», а к культуре господствующей группы. В силу положения, занимаемого этой группой в социальной и культурной иерархии, эта культура обладает наиболее высоким статусом, выражающимся в том, что за ее продук- тами и достижениями признается наибольшая ценность. Приобщение к этой легитимной культуре означает пересмотр тех норм и ценностей, которые были усвоены вместе с прежней культурой, отвержение, отказ от последней [Комм. 2] (что проявляется в оценке своего прежнего состояния как «не вполне культур- ного», «недостаточно образованного» и т.п.) [8, c. 138]. Например, человек, проделавший путь от слушателя радио «Шансон» до выпускника консерватории, получив диплом и соответствующую должность в оркестре уже не сможет вернуться к своему прежнему культурному состоянию и снова стать слушателем радио «Шансон»: новый образовательный и культур- ный опыт (и соответствующий этому опыту новый культурный и социальный статус) обесценивает предыдущий (новая культура, привитая в консерватории, воспитала в нем невольное презрение к старой культуре, которое может выра- жаться в чувстве превосходства, которое он испытывает по отношению к своим прежним товарищам, оставшимся на прежнем «культурном уровне»). Хотя, ко- нечно, приведенный пример носит несколько фантастический характер, по- скольку у слушателя радио «Шансон» меньше всего шансов стать студентом консерватории (в силу того положения, которое он занимает в социальной и культурной иерархии и которое, в свою очередь, определяет не только его куль- турные интересы и культурный кругозор, но и образовательные возможности и жизненные шансы в целом) [Комм. 3]. Резюмируя сказанное, необходимо еще раз отметить, что влияние леги- тимной культуры (культуры господствующего класса) проявляется самым раз- личным образом. Прежде всего, через язык: ведущей становится та форма языка, которая практикуется доминирующими классами (литературная, письменная).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=