Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 112 ненные классы при этом невольно меняют отношение к своей исходной культу- ре и к своему языку, оценивая их негативным образом (попадая, например, в иную культурную и классовую среду, начинают испытывать неловкость и стес- няться своей «необразованности», «неучѐнности», «некультурности» и т.п.). Иными словами, подчиненные классы вместе с культурными представ- лениями и нормами господствующей группы усваивают их взгляд на себя и свою культуру, которая, по мере приобщения к культуре высших классов, начи- нает утрачивать ценность в их глазах. Этот момент довольно тонкий, поэтому стоит его проговорить еще раз: перенимая систему культурных ценностей и отношение к языку господствую- щего класса, подчиненные классы стали смотреть на себя и оценивать себя так, как их воспринимали и оценивали высшие классы, то есть весьма низко (что проявляется в добровольном признании себя «необразованными», «неучеными», «некультурными» – здесь очевидна ориентации на категории мышления и си- стему классификации, принятую в культуре господствующего класса). Подоб- ного рода самостигматизация способствовала укреплению и на ментальном, и на социальном уровне подчиненного положения низших классов, в то время как их формальная грамотность повышалась. Здесь необходимо отметить, что усвоение подчиненными классами цен- ностей, норм и представлений высших классов, не означает перенимание ими (их приобщение) к способностям и компетенциям высших классов, так как ба- зовые культурные и социальные умения и навыки закладываются не в школе, а в семейной среде, и последующее пребывание в школе оказывается наиболее благоприятным только для тех, кто уже изначально – в рамках своей семьи – овладел необходимым культурным капиталом (то есть в процессе первичной социализации был приобщен к тому господствующему типу культуры, задачу трансляции которой берет на себя школа). Получается противоречие: на уровне способностей (языковых и куль- турных компетенций) представители подчиненных классов находятся на уровне своей культурной и социальной среды, а на уровне представлений, ценностей и норм – ориентированы на ценности и нормы, продуцированные культурой выс- шего класса. Важно сказать, что дискриминация классов по культурному признаку проявляется не только в субъективной форме (в том, как подчиненные классы оцениваются и воспринимаются высшими классами), но и в объективной, например, в структуре образовательных программ (в качестве иллюстрации можно взять программы обучения, разработанные для филологических факуль- тетов педагогических вузов: количество часов, отведенное на изучение устного народного творчества не идет ни в какое сравнение с тем, какой объем времени отведен для знакомства с достижениями письменной литературы; уже сам этот факт выявляет скрытую классовую ориентированность вузовских программ, по- казывая расстановку приоритетов: небольшой объем времени, отведенный на изучение УНТ, должен создать представление о бедности и второстепенности (если не сказать «второсортности») культуры народных классов (ее факульта- тивности и меньшей значимости) по сравнению с богатством и разнообразием

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=