Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 111 тимное положение своей культуры, стремится представить другие варианты культуры как не-культуру, воплощение варварства и невежества. Много говорилось об угнетении (политическом, экономическом) господ- ствующим классом низших классов (например, дворянами - крестьян). Пожалуй, редкая тема обсуждалась с таким жаром, как насилие, учиняемое помещиками над своими крепостными. На фоне обсуждения физического насилия незаме- ченным оставалось другое – символическое насилие. Символическое насилие – это власть навязывать смыслы и значения, ценности и представления [6]. Осо- бенностью его является то, что тот над кем символическое насилие совершается (кому навязываются и кто интериоризирует нормы и представления), не осозна- ет/не идентифицирует того, что происходит в качестве символического насилия, а воспринимает это, например, как само собой разумеющийся акт обучения, просвещения, просветления или «приобщения к истине/культуре/ высшим цен- ностям» и т.п. Итак, на протяжении довольно долгого времени много писалось о поли- тическом, экономическом и физическом принуждении, которым подвергались подчиненные классы, и практически ничего не говорилось о символическом насилии, некоторые проявления которого мы уже успели обсудить выше. Необходимо отметить, что символическое насилие осуществляется не по произволу (желанию и волеизъявлению отдельного индивида), а выступает как, своего рода, эффект позиции, занимаемой в структуре социальной иерархии [3]. Именно доминирующее положение высших классов обеспечило условия и воз- можности для распространения представлений о культуре, человеке и языке (какая речь может считаться грамотной, а какая – неграмотной, какой человек может и достоин считаться «интеллигентным», а какой - нет, и т.п.), разрабо- танные и принятые в их социальной среде, среди других социальных классов. Основную роль сыграла в этом (в осуществлении символического наси- лия – навязывания представлений и ценностей высших классов выходцам из других социальных сред) система образования. Образование знакомит и при- общает не к культуре вообще, а к той ее форме, которая создана господствую- щим классом, поскольку за литературными, музыкальными, художественными достижениями именно этого класса признается наибольшая культурная цен- ность и значимость. Знакомясь с помощью системы образования с культурными достижениями господствующего класса, подчиненные классы перенимали ее культурные нормы и ценности (представление о том, какой должна быть насто- ящая поэзия, хорошая речь и т.п.). На первый взгляд процесс приобщения низших классов к культуре выс- ших классов может рассматриваться как позитивный, расширяющий их куль- турные горизонты. Однако это мнение поспешное и потому – ошибочное. Рас- ширение культурных горизонтов означает обогащение (помимо своего приобре- тается еще альтернативное видение, знакомство с перспективой другого, пред- ставленной иной классовой и этнической культурой). Однако на деле здесь про- исходит прямо противоположное: не обогащение, а замещение (следовательно, если уж использовать приведенные выше метафору: происходит не расширение, а смещение культурных горизонтов и перспектив). На практике это выражается в том, что, усваивая представление о культуре и языке высших классов, подчи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=