Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 102 формации, которые используются ею практически монопольным образом в ка- честве канала трансляции накопленного ею культурного наследия (об этом сви- детельствует, например, тот факт, что обучение в образовательных учреждениях РФ и вещание на государственных каналах ведется преимущественно на рус- ском языке). Не менее важным оказывается и то, что русская культура преобла- дает и в сознании россиян (вне зависимости от их политической, религиозной и этнической принадлежности). Предпочтение, оказываемое русской культуре представителями разных этносов, проявляется не только в том, что русский не- редко становится родным для носителей иных языков и даже вытесняет по- следние, но и в том, что, даже имея возможность сдавать ЕГЭ по родному языку, например, по татарскому – желающих сделать это находится гораздо меньше, чем тех, кто, будучи этническим татарином, тем не менее, предпочитает сдавать ЕГЭ по русскому языку. Соответственно, культуры остальных народов РФ по отношению к рус- ской культуре выступают как подчиненные (или суб-культуры), не имеющие большой государственной значимости (не являющиеся «государствообразую- щими») и гораздо менее легитимными (или, вернее, легитимными в своем уз- ком кругу – в рамках своего этноса). Надо сказать, что между субкультурами также выстраивается иерархия. Например, культура татарского народа среди подчиненных культур занимает одну из доминантных позиций, а культура ненецкого народа – одну из самых низких. Разность (неравенство) позиций этих культур выражается, помимо все- го прочего, в том, что каждая из них обладает различным (неодинаковым) диа- пазоном возможностей, позволяющих им в разной мере и на разных уровнях принимать участие в образовательном процессе (так, можно сдавать ЕГЭ по та- тарскому языку, но нельзя – по ненецкому). Итак, существует иерархия учебных дисциплин (проявляющаяся и в приоритете основной программы перед региональной, и в том, что на изучение русского языка, литературы и истории отведено больше времени, чем на изуче- ние культуры, истории и языков, являющихся родными для остальных народов РФ). Данная иерархия учебных дисциплин выражает культурную иерархию, а именно: 1) бытующее в обществе представление о различной степени ценности разных культур (согласно которому самой высокой степенью ценности обладает легитимная, государственная культура, представленная культурой русского эт- носа); 2) подчиненное положение региональных культур по отношению к легитимной культуре, в качестве которой выступает культура доминирующей нации, а именно – русская. Россия – поликультурная, многонациональная страна. Однако эта поли- культурность очень слабо отражена в образовательных программах. Культуры народов, населяющих РФ, в очень различной (неравной) степени представлены в учебном процессе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=