Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 101 Так же обстоит дело с программой по истории. Учебная дисциплина с абстрактно-всеобщим названием «история» сосредоточена главным образом во- круг проблемы формирования российской государственности. История других этносов и государств затрагивается только в той мере, в какой они имели отно- шение к этому процессу (помогали или мешали ему). Приведенные примеры показывают, что так называемая универсальная, всеобщая культура (за трансляцию и воспроизводство которой отвечает система образования) оказывается на самом деле частной (национальной) культурой, так как отражает культурные ценности и представления только одного народа из многих, проживающих на территории РФ. Учебные программы по гуманитарным предметам сосредоточены вокруг изучения языка, литературы и истории одного конкретного народа (русского). Именно его культурное наследие представлено в обязательной части ФГОСов (предписанной к изучению во всех регионах РФ). Культуры других народов представлены в региональном компоненте ФГОСов, сама характеристика кото- рого (дополнение к основной образовательной программе, вариативная часть), говорит о факультативности, второстепенности и необязательности содержа- щихся в нем сведений (по сравнению с обязательной частью программы). Таким образом, вместо того, чтобы транслировать универсальную куль- туру или мультикультурализм (о котором также говорится в государственных образовательных стандартах), ФГОС задает культурную иерархию. Скрытая иерархия культур проявляется в том, в каком объеме представ- лено то или иное культурное наследие в учебном процессе, а также в том, как распределяются места между различными культурами в федеральном государ- ственном образовательном стандарте и в реальном процессе обучения. Высший уровень иерархии занимает русская культура: на ее изучение отводится больше времени и информация о ее культурном наследии включена в обязательную часть ФГОСов; кроме того, ЕГЭ по русскому языку является обязательным для всех этносов РФ. Отсюда можно сделать вывод о том, что русская культура является: 1) культурой доминирующей; 2) культурой государственной (так как ее господствующий статус обеспечивается институциональными механизмами, находящимися в распоря- жении государственной власти, в частности, нормативно-правовыми актами, например, уже упомянутыми ФГОС); 3) легитимной. При этом нужно иметь в виду, что господствующее положение русской культуры обусловлено не только объективными факторами (всесторонней под- держкой государственной власти, доминированием русского народа в политиче- ской и иной сферах, демографическими показателями – русский народ состав- ляет приблизительно 80% от общей численности населения РФ), но и субъек- тивными – тем, как воспринимается русская культура народами, проживающи- ми на территории РФ. Иными словами: господствующая позиция русской культуры обусловле- на не только структурными причинами – в частности, тем, что в ее распоряже- ние предоставлены возможности системы образования и средств массовой ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=