Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 10 признается здесь методической основой и путеводной нитью всей системы философских наук и всех ее подразделений. В частности, Кант ставит задачу начертить «таблицу идей соответственно таблице категорий» [2, с. 358 (В438)]. Идея есть в его терминологии «понятие разума» [2, с. 300 (В377)]; трансцендентальная идея есть «чистое понятие разума», определяющее «согласно принципам применение рассудка в совокупности всего опыта » [2, с. 301 (В378); курсив наш - А. С. ]. Система идей строится конкретно так: «Сколько есть видов отношений, которые рассудок представляет при помощи категорий, столько же должно существовать и чистых понятий разума», или идей [2, с. 302 (В379)]. Кант намечает три измерения «мира идей»: безусловное синтеза в субъекте, безусловное синтеза в ряду явлений и безусловное синтеза «частей в системе» [2, с. 302 (В379)]. Причем в дальнейшем, при исследовании первого поприща трансцендентальных идей, Кант вновь заявляет намерение «следовать здесь прямо руководству категорий» [2, с. 315 (В402)] и поэтому строить также и «топику рациональной психологии» согласно строению таблицы категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума открываются на ином уровне философской рефлексии познания, чем основоположения философии природы; они находятся в ином отношении к возможному опыту данности в созерцании; но при этом архитектоника трансцендентальных идей открывается у Канта по руководству системы категорий, так что таблица категорий оказывается в кантовской философии более глубинной предпосылкой мышления философствующего разума, чем система самих трансцендентальных идей (имеющих, в свою очередь, сущностное отношение и «к нравственной области»). Система идей, так же как система категорий трансцендентальной психологии, отнюдь не претендует дополнить собой систему категорий рассудка вообще, и обнаружить тем самым неполноту этой последней. Кантовский практический разум как различенное двуединство Единственное возможное условие, при котором система категорий чистой практической философии могла бы претендовать на действительную автономию от таблицы чистых понятий рассудка, заключалось бы в том, что первая система строилась бы вне границ чистого рассудка вообще (а не только вне границ эмпирически опосредованного рассудка ), и тогда последняя таблица могла бы быть законно признана не имеющей силы в области практического. Мы получили бы тогда систему категорий чистой воли, свободной от условий чистого рассудка, – практического разума, при помощи которого субъект не судит, а только определяет к действию свою способность причинности. В таком случае практический разум вовсе не рассматривался бы и не мог бы рассматриваться как практическая способность суждения. Однако это условие равносильно иррациональной деструкции практической философии. а) разум как воля и разум как сила суждения. Во избежание подобного иррационализма философия должна рассматривать практический разум одновременно и как способность практического самоопределения, то есть разумного определения свободной причинности к действию , и как практическую способность суждения, то есть способность определения предмета практического познания . Практический

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=