Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 92 К определению понятий: коллективная память, места памяти, коммеморация Понятие коммеморации неразрывно связано с историей, культурной и коллективной памятью. Научный дискурс, посвященный изучению культурной памяти, оформился в XIX в. в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви- Брюля и др. В этот же период возник концепт «коллективная память», который стал объектом исследований М. Хальбвакса, П. Хаттона, Я. Ассман, А. Ассман, А. Моль, А. Варбурга, Б. Гене, Й. Рюзена. Французский социолог М. Хальбвакс противопоставлял коллективную память исторической: «…Это непрерывный ход мыслей, и в его непрерывности нет ничего искусственного, поскольку из прошлого такая память сохраняет только то, что еще живет или способно жить в сознании той группы, которая ее поддерживает… История рассматривает каждый период как целое, во многом независимое от предыдущих эпох … В непрерывном развитии коллективной памяти нет отчетливых разделительных черт, свойственных истории. А есть только неравномерные и неопределенные границы. Настоящее (понимаемое как некий период времени, интересующий нынешнее общество) не противопоставлено прошлому тем же образом, каким отличаются друг от друга два соседних исторических периода» [7, с. 44-45]. На рубеже XX – XXI вв. в дискурс философии и теории культуры было введено понятие «место памяти», сформулированное французским историком П. Нора в эссе «Между памятью и историей. Проблематика мест памяти». Нора отмечает, что: «память – это всегда актуальный феномен, переживаемая связь с вечным настоящим… Память порождается той социальной группой, которую она сплачивает, это возвращает нас к тому, что, по словам Хальбвакса, существует столько же памятей, сколько и социальных групп, к идее о том, что память по своей природе множественна и неделима, коллективна и индивидуальна. Память укоренена в конкретном, в пространстве, жесте, образе и объекте – это абсолют… Места памяти – это то, что поддерживает с помощью искусства и воли сообщество… Места памяти рождаются и живут благодаря чувству, что спонтанной памяти нет, а значит нужно создавать архивы … Именно такое движение туда и обратно составляет их суть: моменты истории, оторванные от течения истории, но вновь возвращенные ей. Уже не вполне жизнь, но еще и не вовсе смерть…» [5, с. 20, 26-27]. Дискурс, посвященный феномену «памяти», расширили французские теоретики культуры, которые ввели в сферу гуманитаристики термин «коммеморация». П. Нора понимает под коммеморацией воспроизведение и почитание обществом событий и образов, содержащихся в коллективной памяти: «Именно коммеморации оказались наиболее успешными с исторической и политической точки зрения они оказались самыми полными с точки зрения памяти … Феномен коммеморации был концентрированным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=