Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 91 К. Э. Сефер Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова АКТУАЛЬНЫЕ КОММЕМОРАТИВНЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПАБЛИК-АРТА) Концептуализация настоящего материала строится на междисциплинарном опыте зарубежной и отечественной гуманитаристики в области изучения проблемы конвергенции культурной памяти с искусством. Предметом исследования являются сайт-специфичные коммеморативные практики на примере постмонументального искусства (паблик-арт). В рамках культурологического дискурса проводится анализ специфических свойств коммеморативного паблик-арта в контексте теорий «места памяти», коллективной памяти и метафоризации пространства. В работе выявлена проблема кризиса мемориальной практики и намечены возможные пути ее решения, которые представлены конкретными кейсами коммеморативных паблик- арт проектов, что определяет актуальность исследовательской задачи. Содержание статьи базируется на теоретических материалах и практических навыках, полученных в рамках конференций и мероприятий в области исследуемого вопроса: «Поиск образа города. Гуманитарные науки в городском искусстве и дизайне среды 2021», «Паблик-арт: как искусство меняет место», 2021; форум «Крымская Урбанистическая Лаборатория 2020». Ключевые слова: паблик-арт, место памяти, коллективная память, коммеморация, мемориальная культура, радикальная музеология, культурная политика. K. E. Sefer Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov (Simferopol, Republic of Crimea) ACTUAL COMMEMORATIVE ART PRACTICES (ON EXAMPLE OF PUBLIC ART) The conceptualization of the current material is based on the Humanities interdisciplinary practice that is specialized in examining the convergence of cultural memory with art. Commemorative art practices (public art) are the subject of this study. The analysis of commemorative public art peculiar attributes is provided within theories of “memory space”, “collective memory” and place metaphorization in the scope of Cultural Anthropology. The article reveals the problem of commemorative practice downgrade and outlines potential ways of its solution, what determines the relevance of the current study. Probable solutions are described by several cases of contemporary commemorative public art projects. The research methodology is based on cultural analysis, comparative, descriptive and analytical methods. The content of this issue is based on theoretical materials and practical skills that are obtained during the following conferences and events: “In The Search Of Cityʼs Image. The Humanities In Urban Art And Environmental Design 2021”, “Public Art: The Way The Art Changes The Place”; “Crimean Urban Laboratory 2020” forum. Keywords: public art, memory space, collective memory, commemoration, memorial culture, radical museology, cultural policy. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-1-91-103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=