Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 85 говорит, эта девушка: – Э, когда мне, матушка, работать? Мне надо идти, дитятю искать. Ты мне, матушка, скажи, где мне его найти! – Ну, говорит, ступай дальше, я не знаю, где твое дитя» [6, с. 80]; «– Собери с меня все яблочки, половину возьми себе, а половину оставь мне. Я тебе на время пригожусь. Она и говорит: – Нет, говорит, мне некогда! Когда мне обирать, я иду родимого братца искать!» [6, с. 82]; «– Красная девица! Замети печуру, напеки просвир, возьми половину себе, половину оставь мне. Я тебе на время пригожусь. – Когда мне месть и печь, я иду брата своего стеречь!» [6, с. 82]; «Бегит-бегит, стоит костерок. – Костерок, костерок, де наш парницок? – Подпаши под намы, подмаши под намы, кинь поленцё в костерок. А она тут: – Я у батюшки избу не пашу. И бегит. Стрецю ей овинец. – Овинец, овинец, де наш парницок? – Подпаши, подмаши, подкинь снопец. – Я у своего батюшки избу не пашу. Бегит, бегит, стоит пецка. В пецки пероги житни. – Пецка, пецка, де наш парницок, наш Иванушка? – Поешь моего перога. – Я у батюшки ржаные шанежки не ем» [20, с. 221]. Старшая и средняя сестры отвечают потенциальным помощникам высокомерно и грубо: « – Красная девица! Отряси меня, яблоньку, возьми себе яблочков и оставь мне, а я тебе сама пригожусь. Девка с гордостью отвечала: – Есть мне когда заниматься такою безделицею … » [19, с. 147]. Если решение задач принципиально неверно, ложная героиня теряет право на волшебную помощь , а несостоявшиеся помощники выдают ее антагонисту ( пособничество ): «Прибегает она к первой девице, говорит: – Красная девица! Спрячь меня, а то баба-яга меня съест! – Нет, говорит, ты мне не хотела сучить пряжи!» [6, с. 81]; «Не хотела моего перога есть, я тебя-то прятать не хоцу» [20, с. 221]. В результате девочка-искатель не может спастись от преследования антагониста или его пособника: баба-яга «нагнала эту девицу, отняла у ней мальчика, а ее разорвала в куски» [6, с. 81]; «Полетел орел дальше к березе, сейчас догнал он ее, отнял брата, а ее всю изодрал, исколупал ногтями» [6, с. 83]. Таким образом, противоборство завершается драматично: ложная героиня возвращается, не исчерпав конфликта, или погибает. Боясь расплаты, лжегероиня обманывает родителей, подтверждая несостоятельность притязаний : « возвратясь в дом свой, сказала отцу и матери, что ходила по чистым полям, и по всем дремучим лесам, но не нашла своего братца родимого» [19, с. 149]. Родители спрашивают: отчего у дочери исцарапано лицо? И снова девочка лжет: « Ходя по дремучим лесам, исцарапалась о сучья» [19, с. 149]. Однако и ложной, и истинной героине надлежит прибегнуть к неправде, вводя в заблуждение опасного антагониста: подобное поведение свидетельствует о сообразительности девочки: «– Что ты, красная девица, от дела лытаешь или дело пытаешь? – Нет, бабушка, я ходила, ходила, да пришла к тебе погреться!» [6, с. 81]; «– Зачем ты пришла сюда, красная девица, – спросила Баба-Яга, – волею, или неволею или своею охотою, не братца ли ищешь своего родимого? - Бабушка, сударыня! – отвечала девица. – Я гуляла по чисту полю и заблудилася и зашла в сию избушку переночевать, а брата у меня никакого нет» [19, с. 148]. Оказавшись в избушке яги, девочка решительно противодействует : «Увидела его <брата> сестра, подкралась, схватила и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=