Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 84 Сизой Орел спустился на землю и когтями своими схватил брата их, поднявшись на воздух, полетел и вскоре потом пропал из глаз их. Сестры, видя сие, от страха не знали, что делать, плакали, кричали…» [19, с. 147] – и нерадивость: «Вот родителя поезжают к празднику и велят за парницком гледеть. Там Егибова жила в лесу-ту. Вот онна доци и вынесла парницка на крыльцо. Вынесла, да сама и давай в куклы играть с подружкама-то. Тут налетила Егибова, в деревенной ступи, комелем заметаё. Хватила парницка-то да и унесла. Ну, те девушки вопят, плацут» [20, с. 220-221]. Мальчик обычно становится жертвой подвоха : «Вот эта баба-яга прибежала к кузнецу. – Кузнец, кузнец! Скуй мне голос, как у иванушкиновой матери! Вот он ей сковал голос; она прибежала к берегу. – Иванушка! Плыви ко мне, я тебе пить-есть принесла! Он слышит, что голос материн, приплыл. Баба-яга его схватила и утащила» [6, с. 80]. Подвох или пространственное перемещение героя происходят при участии пособников яги, как то: кузнец, кот [6, с. 80-82]; гуси-лебеди [7, т. 1, с. 147]; сильный ветер и «орёл сизой» [6, 82-84; 19, с. 147]. Искателями становятся старшая сестра [7, т. 1, с. 147], старшие сёстры по очереди [6, с. 82- 84; 19, с. 146-152; 20, с. 220-222]; девочки-служанки [6, с. 80-82]. Начинающееся противодействие и отправка имеют вынужденный для искательницы характер. Они могут определяться боязнью наказания: «Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли её братца, бросилась их догонять» [7, т. 1, с. 147-148]. Возможна градация: отправка – для старшей, позволение «сыскать брата» [6, с. 83] – для средней и уход вопреки желанию матери – для младшей сестры: «Две сестры ходили, не нашли, и ты не найдёшь!» [6, с. 83]; старшей сестре родители позволили «идти в чисто поле и искать тамо брата ее родимого, а своего сына любимого» [19, с. 147], среднюю они отпустили « погулять во чисто поле, поискать там брата своего родимого » [19, с. 150], младшая дочь вынуждена настаивать на отправке : « Отец и мать долгое время не соглашались, но усильные ее прошения склонили их на ее сторону » [19, с. 150]. Чудесные персонажи становятся помощниками девочки только при строгом соблюдении определенных условий ( испытание ): персонаж-искатель должен продемонстрировать безусловное соответствие гендерной роли няни, старшей сестры, умелой хозяйки – помощницы близких, хорошо воспитанной и расторопной, но осторожной и находчивой во взаимодействии с антагонистом. Недопустимо пренебрегать угощением, предлагаемым потенциальными чудесными помощниками – печкой, яблоней, молочной речкой; необходимо уважать животных (ёжика, кота), делать им приятное; каждого помощника следует вежливо просить о содействии и тепло благодарить за него. В особенности непозволительно отклонять просьбы, подтверждающие хозяйственные компетенции героини: «– Ты, говорит, сядь, попряди мне ленку моего (и далее: посучи мне пряжи), а я пойду, принесу тебе клубочек. Куда этот клубочек покатится, ты туда за ним и иди. Она ей и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=