Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 81 функции-«поступки» мальчиков – это начинающееся противодействие и отправка на подвиги/поиски . Детство девочек завершает нарушение запрета , ведущее к исчезновению, похищению, чудесному рождению сыновей. Исключение составляет «царевна-странница», отправляющаяся навстречу романтическим приключениям. Если образ детей собирателен, они оба подлежат отправке , пространственному перемещению , спасаются от преследования , получают волшебное средство и иное содействие помощника . Обратимся к сюжетам, предполагающим функционирование детей на протяжении всего развития действия. Можно предполагать, что совокупность функциональных проявлений здесь более разнообразна. Так, о тправка детей «в лес за ягодами» в сюжете СУС 327 Брат и сестра у ведьмы + 480 Мачеха и падчерица приводит к испытаниям у яги : истопить «баньку», вымыть «детушек» яги - «лягух, и змей, и мышей». «Мальчики дрова пилят и колют». Помощник – «птичка-синичка» – подсказывает девочкам решение трудной задачи : как принести воды решетом. Дети достойно выдерживают испытания на бытовые умения и коммуникабельность: усердно моют зверюшек, которые их хвалят; ягу вежливо называют «бабушкой» [13, с. 91]. Щедро наградив детей, яга показывает им дорогу домой. Возвращение представляет собой настоящий сказочный триумф: «Вырядились они и пошли по деревне. Мальчики на гармони играют, а девочки пляшут» [13, с. 92]. Притязания ложного героя, который также пытается добиться награды, не соответствуют социально-этическим нормам сказки: он «баню не стопил, детушек не мыл, оторвал кому руку, кому ногу, кому голову» [13, с. 92]. Яга жестоко наказывает его: «парень-то и сгорел» [13, с. 92]. Противодействие «злой мачехе» – традиционная для сказок с персонажами-детьми конфликтная ситуация. Сказка «Дети старика и Рыжутка» (СУС 511 Чудесная корова) предлагает оригинальную версию его реализации: дети просят разрешения «перед смертью на нашей Рыжутке покататься» [14, с. 57]. Следует позволение ( отправка) и пространственное перемещение в чудесный город, где «всего много, а лихих да потерянных людей в город не пускают. Тут все живут такие, как вы, обиженные» [14, с. 57]. В качестве волшебного средства дети получают «большой, красивый дом» [14, с. 57], в котором «что захотите, то сейчас же все появится» [14, с. 57]. Существенен мотив учения: «Атаман их в школу послал учиться. В том городе девочки, мальчики вместе грамоте обучались» [14, с. 58]. Характерного для сказок дидактической направленности возвращения домой не происходит: спустя шесть лет отец заслуживает право жить вместе с детьми в «том городе, где люди счастливо живут» [14, с. 58]. Отправка детей в сюжете СУС 450 Братец и сестрица имеет различные мотивировки: «царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету» [7, т. 2, с. 250]; они «круглые сироты, <…> Нечем им было жить. <…> Они и пошли с села на село» [15, с. 166-170]. Родители отправляют или дети сами отправляются в лес «за грибам» [13, с. 97], «по ягоды» [7, т. 2, с. 254]; мачеха требует от безвольного отца: «Отвези своих детей, куда хочешь!» [6, с. 92]. Функция возвращения принципиально

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=