Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 80 образом, происходит социовозрастной переход: герои начинают самостоятельную, взрослую жизнь. Для запроданного мальчика (СУС 314А * Бычок (лось, вол, птицы) – спаситель ) царь-отец просит отсрочки : «Погоди, Волк Медный лоб, дай мне сына растить до двенадцати лет: я хоть полюбуюсь на него» [12, с. 79]. Царь делает для семьи убежище – «огромный подвал» [12, с. 79]; однако благодаря пособничеству некоей старушки и кочерги, которая «встала на этим месте» [12, с. 79] (в других вариантах – веника, долота), вредитель раскрывает тайну и забирает мальчика «в темный лес» [12, с. 79], где в домике уже живет девочка- ровесница. Малолетние дети могут представлять собой собирательный образ – в этом случае гендерные признаки не акцентируются. Названные персонажи пассивны и не способны защитить себя без помощи извне: «дожидаются, что вот прилетит <вредитель> и их съест» [10, с. 217]; «Сидят они на травке-муравке да слезы ронят» [7, т. 2, с. 75]; готовы служить антагонисту «верой и правдою» [7, т. 2, с. 75]. Появление вредителя завершает детство персонажей; следует пространственное перемещение в его царство, где «горы всё выше да круче» [7, т. 2, с. 75]. Дети получают помощь от ясного сокола, орла и бычка; последний дает волшебное средство (гребешок и утиральник) и приносит их в «большой славный дом» [7, т. 2, с. 76], где им предстоит вести взрослую, самостоятельную жизнь. Вариант отправки – бегство «без оглядки» [7, т. 2, с. 77]: помощники – конь, гуси, бычок-третьячок, переносящий детей в безопасное место и дающий им волшебного помощника; «превеличающий ворон», сокол, бык [12, с. 80]: спасение реализует последний, на шкуре которого дети уплывают за море. Малолетние чудесные дети (СУС 707 Чудесные дети ) оправляются прочь из родного дома вследствие происков вредителей, которые их «в пруд попущали» [7, т. 2, с. 308]; в ящике «пустили на речку» [6, с. 138], в бочке «на море» [6, с. 164]. Поводом к новому пространственному перемещению служит смерть покровителя или отказ в покровительстве: «остались одни, пожили несколько времени, скучно им стало и пошли они этой же дорогой» [6, с. 164]; извозчики не решаются «их взять: они, должно быть, значительные дети. Лучше возьмемте, отвеземте их в город, в городе пустим: там как хотят» [6, с. 164]. Смерть покровителя/приёмных родителей завершает детство персонажей; при этом конкретизируются гендерные роли: «вошли они в пору и <…> поставили большой отличный дом за городом» [7, т. 2, с. 308], братья ходят на охоту, сестра домовничает. Умирая, мельник-покровитель наказывает: «живите хорошенько. Это сестра пусть вам вместо матери, вы должны ее слушать, а ты их покой вместо детей» [6, с. 138]. Детям «уж лет семнадцать стало» [6, с. 164]; казачий атаман приглашает юношу «заступить его <умершего приемного отца- казака> место » [6, с. 164] и приехать «к завтрему на смотр» [6, с. 164]; сестра остаётся за хозяйку. Таким образом, в сказках богатырских, в сюжетах о нарушении запрета, запродаже и бегстве от вредителя функциональная активность детей локализуется в экспозиции, завязке и начале развития действия. Основные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=