Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 8 нравственность, уважение к окружающему, к прошлому, заботу о будущем…» [Комм. 3]. Таким образом, экология культуры, как бережное ее сохранение, и культурная память как «застывший хронотоп» событий культурного текста в своей тесной взаимосвязи высвечивают нравственные смыслы взаимосвязи поколений, как со-бытие культуры. 4. Деятельностное краеведение имеет глубокий нравственный смысл воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным … Воспитание школьников проходит в школах, воспитание студентов – в вузах; воспитание же и школьников, и студентов, и «взрослых» – в музеях, художественных галереях, мемориальных квартирах и домах, лекториях» [Комм. 4]. Культурная память – это та категория культуры, которая формирует национальное самосознание и достоинство личности и общества, выполняя важную общественную функцию сохранения культурного наследия, связи поколений и, что чрезвычайно важно, – деятельностного воспитания . По мнению Д. С. Лихачева деятельностное воспитание заключается в интимном соприкосновении с прошлым, тогда «к огда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый». Его своеобразие связано с тем, что место «наполняется духовным содержанием, преобразуется …, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались. Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал И. Левитан. Мы по особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского» [Комм. 5]. Деятельностное воспитание связано не только с пассивным созерцанием, но и с определенными действиями, деятельностью по сохранению и умножению культурного наследия региона . 5. Идея воспитания основана на целостности подхода воспитания и образования. Именно поэтому учебная работа ТГПУ им. Л. Н. Толстого, построена таким образом, чтобы образовательный компонент учебного процесса был связан непосредственно с исследованием прикладных составляющих, аналитическая проекция которых направлена на расширение культурного наследия Тульского региона. Такой подход определен педагогической направленностью подготовки студентов. Конечная цель и результат – создание модели региональной культуры на основе собственного опыта воспроизведения культурных мероприятий, создания туристических маршрутизаций культурного, событийного туризма, школьных уроков и др. Исследователи делают в своих работах выводы о необходимости целостного педагогического и культурно-философского обоснования преподавания гуманитарных наук, о признании значения использования культурных практик в обучении. 6 . Миссия современного университета в культурной динамике Тулы и Тульского региона состоит, прежде всего, в системном воспроизводстве научного знания, что является значимым в реформационный период экономического и культурного развития России. Университет, являясь знаниевым культурным центром, представляет собой в рамках

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=