Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 79 погулять. Даваёт: – Поежжайте, да только дедушку в глаза не попадайте. Вышли робятка вон на уличу, пошли на конюшен двор выбирать себе коней по разуму; выбрали коней, обседлали-обуздали и отправились в чисто полё» [8, с. 17]. Будущее чудесное рождение сыновей – главная миссия девочек- затворниц, нарушаюших запрет со словами: «потрясись, мать сыра земля, раздвоись, белокаменна стена, посмотрим мы на белой свет, где есь красное сонцо» [9, с. 94]. Детство мальчиков-сыновей отличают богатырские шалости ( вредительство ), инициирующие социальный конфликт: «Бояра стали жаловацца, отец стал пригрожать» [9, с. 94]. Отправка происходит по инициативе героев: «поедем мы в поле людей посмотреть и себя показать» [9, с. 94]. В сказке «Царевна-странница» (сюжет не учтён в СУС) традиционное гендерное соответствие не соблюдено. Царевна не только нарушает запрет : «И приказал царь в земле выстроить комнаты, чтоб она там жила, день и ночь все с огнем и чтоб мужского пола не видала. Родилась дочь, как окрестили ее, так в земле и держали» [6, с. 200], – но и, узнав, что «не только вы, говорят, но вот такой-то царский сын так же сидит: на него никто женского пола не может смотреть!» [6, с. 200], и увидев его портрет, «задумала она тут лететь к этому царевичу на жар-птице» [6, с. 200]. Таким образом, взросление царевны завершает получение волшебного средства и самостоятельная отправка . Отправка персонажей-детей, запроданных антагонисту (СУС 313А, В, С Чудесное бегство ) , носит вынужденный характер и происходит по требованию вредителя: «А эти деточки стали подрастать, по ночам застукало, кажну ночь заходило, спокою не даёт. Мать спрашивает: – Что это? – А вот, – он <отец> ей и рассказал, – что как ты была на сносях, так я обещался отдать за башню, кого дома не знаю. Ну, мать и напекла подорожничков, раз уж у отца они отданы были, и послала их: – Дети, идите куда головой стоишь» [10, с. 195]. Имеет место пространственное перемещение : «И вот они побежали. Добежали до старичка, старичок один живет в избушке, подавались ночевать. Он их пустил…» [10, с. 195]. Дети ночуют у трех старичков-дарителей поочередно, получают волшебные средства , позволяющие спастись от преследования антагониста (плеточку, кремешок и огнивце); четвёртый старичок оставил их у себя «за детей» [10, с. 197]. При смерти старичок оставляет подросшим детям чудесное наследство: льва-зверя, собаку, медведя, орла и сокола – юноше и «шириночку (лодочку резинову)» [10, с. 197] – девушке. Объектом запродажи может быть только мальчик; выбор девочки свободен и самостоятелен: «Тут поднялся крик, шум, слёзы. – Да, пожди же ешо, ведь он тебя потребует. Може ешо и так обойдется. – Нет, пойду, да и все тут. И сестрёнка ета с ём ладится. Как её не отбивали, насильно пошла с братом» [11, с. 403]. Помощник детей – «полесовшик-старичок» [11, с. 403] – принимает детей к себе на жительство: «Старику ети дети погленулися. Девка стала избёнку подметать, обед варить, и живут они сколь времени у етого старика» [11, с. 404]. Затем старичок заменяет героя, отправляясь к вредителю: «Вася, я за тебя пойду. Как я пожил, у меня никого нету, а тебе пожить надо. Я заменю твою голову» [11, с. 404-405]. Таким

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=