Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 78 упрашивал, потом призывает министров: – Вот, говорит, господа-сенаторы, мой сын день и ночь плачет, хочет идти сестер разыскивать! Говорят, сенаторы: – Отчего не благословить, когда у него такое желание?» [6, с. 195]. Функция отправки может реализовываться героями поочередно, в порядке взросления; при этом возможна неоднократная просьба об отправке (СУС 312 Д Катигорошек ): «Этот сын большинькой стал, на дворе похаживает, лучком- тамарчиком постреливает, стал говорить: – Тятенька мой родименькой! Пусти меня в чистое поле, широко раздолье, людей посмотрю да сам себя покажу, сестру поищу! – Нет, говорит, еще мал. Опять просится: – Тятенька, мой родименькой! Пусти меня в чисто поле, широко раздолье, людей посмотрю, да сам себя покажу, сестру поищу! – Ну, говорит, ступай, бог с тобой!» [6, с. 263]. Таким образом, налицо гендерная обусловленность функций-«поступков» при возрастной антитезе персонажей парного гендерного типа: девочки «стали входить в совершенные лета» [6, с. 154], в то время как мальчик «в таких вьюных летах» [6, с. 195]. Гендерный аспект значим и в тех сюжетах, где девочка, вырастая, становится матерью основного героя. Так, о завершении детства девочки-репки (СУС 301А, В Три подземных царства ) сигнализирует обобщенная возрастная характеристика – «выросла большая» – и последующая отправка «в лес за ягодами» с подругами, а фактически – в жены медведю. Возрастная характеристика мальчика более конкретна: «Стукнуло ему пятнадцать лет» [7, т. 1, с. 245]. Причиной его отправки становится вредительство : «стал он ходить с ребятами на игры и шутить шутки нехорошие: кого ухватит за руку – рука прочь, кого за голову – голова прочь. Пришли мужики жаловаться, говорят старику: – Как хочешь, земляк, а, чтобы сына твоего здесь не было! Нам для его удали не погубить своих деток! Старик запечалился-закручинился. – Что ты, дедушка, так невесел? - спрашивает Ивашко-Медведко. – Али кто тебя обездолил? Старик трудно вздохнул: – Ах, внучек! Один ты у меня был кормилец, и то велят тебя из села выслать» [7, т. 1, с. 245]. Отправку предваряет снабжение оружием: «Ну что ж, дедушка! Это ещё не беда; а вот беда, что нет у меня обороны. Поди-ка, сделай мне железную дубинку в двадцать пять пуд». Старик пошёл и сделал ему двадцатипятипудовую дубинку. Ивашко простился с дедом, с бабою, взял свою дубинку и пошёл куда глаза глядят» [7, т. 1, с. 245]. Девочка – героиня сюжета (СУС 303 Два брата ) – заложница отцовского запрета , поскольку ее матери сказано: «Если ты родишь сына, то попустим на свет, а дочерь родишь, на свет не попустим». Нарушение запрета происходит по требованию царевны, предваряющему социовозрастной переход: с девочкой «водилась нянька лет до семнадцети, до восемнадцети, а тогда говорит царевна девича: – Што-же ты, моя нянька, покажи мне, какой есь свет на свете» [8, с. 18]. Чудесно родившиеся и стремительно растущие близнецы свободно готовятся к отправке : «Эти робятка ростут не по дням, а по чесам, и выросли они лет до семи до восьми» [8, с. 17]. Трижды просят они у матери благословение: «Поутру встают, на себя чветно платьё надевают и просят у матушки благословеницо: съездить по чистому полю на добрых конях

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=