Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 77 героем» [4, с. 97] приобретают дидактическое значение. Функции героя-ребёнка направлены здесь на решение известной дидактической задачи, не претерпевающей демифологизации: «утрата достоверности не ведет к утрате авторитетности дидактического текста, вывода или суждения, они лишь приобретают надпрецедентный, обобщенный, онтологический смысл (обобщение коллективного опыта)» [4, с. 97]. Какова же конкретная реализация функций и «поступков, не составляющих функций хода действия» [1, с. 94], однако устойчиво присущих детским образам-персонажам в сказках? Рассмотрим эту проблему на примере сказок с парным гендерным типом героев – мальчиком и девочкой – братом и сестрой или детьми из разных семей, одновременно или поочередно функционирующими в рамках одного сюжета. В сказках богатырских (СУС 301А, В Три подземных царства ) функции- «поступки» юных персонажей гендерно дифференцированы. Взросление девочки завершается нарушением запрета видеть «свет»: няни «проговорились, что свет есть: звезды, ветер, луна – все как есть» [5, с. 146], отец «решил вывести их погулять в свой парк», а сам «от них удалился»; «вдруг взволновался ветер, поднялась буря. Стали деревья нагибаться до земли. В это время подлетел Змей, подхватил всех трех царских дочерей и унес в свое подземное царство» [5, с. 147]. Мальчикам свойственны начинающееся противодействие и отправка : сыновья бедной вдовы – богатыри, узнав о «распоряжении» царя, «попросили у своей матери благословенья и поехали к царю» [5, с. 147]. В сюжете СУС 552 А Животные-зятья запрет отсутствует; исчезновение сестер мотивируется природным катаклизмом: «Пошли они в сад гулять. Вдруг поднялась буря, вихорь, зашла черная туча; подбегают они к парадному крыльцу. Вдруг вихорь завертел, схватил старшую сестру и унес» [6, с. 132]; похищение претерпевает средняя, затем младшая сестра. Свободный отъезд брата также отличается от классической отправки : «Прошло этому три года, сын стал проситься у дядюшки путешествовать по всему свету, взял он доброго коня и большую сумму денег. Поехал он в чистое поле» [6, с. 132]. Возможен мифологический похититель: «Когда царские дочери стали входить в совершенные лета, прилетает шестиглавый змей и уносит всех трех царских дочерей» [6, с. 154]. Купеческие сыновья – юные богатыри – вызываются отыскать царевен: «сейчас купеческих детей царь взял, несколько месяцев кормил их. И стали они сильные богатыри. Из всей царской конюшни выбрали они себе только трех коней, а больше по них коней недоставало. Купили им седла богатырские и поехали они странствовать» [6, с. 154]. Пропавшие героини и искатель могут состоять в родстве: «Было им уж эдак лет 12, было которой-то дочери рожденье. Сделал царь бал диковинный. Из всех городов, губерний съехались поздравлять, всякий желал их красоту видеть. Пошли в сад прогуляться, а папеньку и маменьку оставили дома. Вдруг Вихорь набежал, схватило обеих сестер и понесло» [6, с. 195]. Родившийся спустя несколько лет брат, подрастая, добивается отправки : «– Маменька, говорит, позвольте: я пойду сестриц разыскивать. – Нет, говорит, не ходи, не найдешь. Дочерей, говорит, мы лишились и тебя лишимся! Всячески просила. Отец узнал,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=