Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 70 студенты смогут самостоятельно без вмешательства преподавателя и контроля с его стороны, выполнить и усвоить соответствующие знания, навыки и умения. Отсюда следует следующая задача университетского преподавателя («как учить?»), осуществляющего свою деятельность в виртуальной реальности: «сохранение в новых условиях возможностей… межличностного контакта между преподавателем и студентами; … локализованности преподавания; соблюдение этических границ при использовании образовательной аналитики» [6, с. 31]. Это видится возможным благодаря: разработкам новых методов и форм проведения занятий с использованием инновационных технологий, которые обладают мощным коммуникативным ресурсом и способны усилить содержательный аспект преподавания; принятию новых ценностных установок (равенство в освоении цифровых образовательных технологий, желание развиваться, взаимное доверие, совместная работа в виртуальной реальности) [7]. Отвечая на вопрос «как оценивать?» в условиях цифровой трансформации университета, Прокофьев акцентирует внимание на необходимости поиска «способов формирования культуры академической честности и этически обоснованных методов наблюдения за выполнением отчетных заданий» [6, с. 31]. Система online-прокторинга выполненных студентами заданий предполагает использование искусственного интеллекта и прокторинговых online-платформ, которые могут породить такие этические проблемы как: сохранение доверительных отношений между преподавателем и студенческой аудиторией, защита автономии и границ личного пространства студента и т.д. [6]. В условиях цифровой трансформации университета изменяется и административно-управленческая деятельность: появляется электронное расписание; электронные рабочие программы и учебные планы; роботизированная аналитика успеваемости студентов и научной активности профессорско-преподавательского состава; электронный деканат, выполняющий функцию «единого окна» для студентов и т.д. Указанные инновации, несомненно, являются неотъемлемым компонентом проекта «Цифровой университет», и направлены на «формирование ключевых компетенций цифровой экономики и на управление учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории» [3]. Однако, важным остается то, что «умные машины» и искусственный интеллект лишены моральной рефлексии: являясь лишь «репликой рационального разума», принципиально и честно выдают свое решение и чисто технически делают выбор за человека [9]. Тем не менее, по словам заместителя руководителя Администрации президента Российской Федерации, Д. С. Пескова: «ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должна затронуть суть учебного процесса, повысить качество итогового образовательного результата и мотивацию студентов и преподавателей» [2]. Таким образом, цифровая трансформация высшего образования способствует эффективному обучению и развитию университета в современных условиях:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=