Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 7 региона, страны. Это – душа места, его сакральный архетип (бренд) заточен на идейных скрепах оборонительной и религиозной целостности , что утверждает, с одной стороны определение Тулы как оружейной столицы . Куликово поле – место ратного подвига русского оружия и веры . С другой, – Ясная Поляна – как место духовной силы, в представлениях народов мира, – Мекка религиозного и творческого выражения идеи любви и непротивления злу насилием , идейным выразителем которых был Л. Н. Толстой; Богучарово – место великого молитвенного подвига А. С. Хомякова. Богородицкий парк – место, выражающее единство философской идеи и агрономического опыта – знаменитое творение философа-энциклопедиста А. И. Болотова. Культурный бренд Тулы и Тульского региона расширяет обывательское представление об этом регионе (пряник, мастер Левша, самовары, оружие, гармонь, филимоновская игрушка) , что, на наш взгляд, не отражает в полной мере его культурную палитру, вне творческого вклада А. Т. Болотова, В. В. Вересаева, А. С. Даргомыжского, Н. Д. Демидова, В. А. Жуковского, М. В. Лодыженского, В. Д. Поленова, Л. Н. Толстого, Г. И Успенского, К. Д. Ушинского, А. С. Хомякова и др., высвечивая лишь филигранное мастерство населения провинции. Таким образом, религиозно-философский компонент Тульской губернии определяется идеей , вмещающей в себя высокие религиозно- нравственные смыслы человеколюбия и молитвенного откровения, воинского подвига и самопожертвования «за други своя», трудового самоотвержения, мастерства, в основе которых – идея мудрости и красоты в гармоническом преображении мира. Важно понять то, что регион – одно из мест огромной страны, поэтому выражает характерные черты ее культурного многообразия. В то же самое время региональное культурное пространство по своей природе связано с истоками национальной культуры. В этом плане Тульский регион не является исключением, одновременно демонстрируя неповторимое своеобразие локальной культуры. 3. «Экология культуры»: культурная память – два понятия, неразрывно связанные друг с другом, отражающие со-бытие культуры (М. И. Бахтин), ее хронотоп, протяженность во времени: от прошлого к настоящему и будущему. Культурная память поколений – это то, что дает возможность проявить деятельное отношение к родовому месту, тому этосу, которому человек обязан своим происхождением. Культурная память проявляется, по мысли Д. С. Лихачева, не столько как сохранение ее артефактов («хранить память о других»), но и как возможность «сделать что-то доброе в жизни оставить о себе добрую память». Он подчеркивает, что «если мы верим, что не оставим по себе памяти, тогда и делать можно что угодно, живи мгновением или, как говорят разные пошляки, «лови момент». А нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она «частная», небольшая, но деятельное же, добрая для окружающих. Каждый может сделать что-то доброе в жизни и оставить по себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе…». Поэтому существует не только экология природы, но и «экология культуры, без которой невозможна для человека культурная, духовная жизнь – жизнь, воспитывающая в нем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=