Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 69 и успешному усвоению образовательной программы, потерпела поражение. Большинство студентов пренебрежительно отнеслись к исполнению своего долга: анонимные аватары вместо реального присутствия на online-занятии; подмена интеллектуального поиска фрагментами готовых решений; фальсификация научных результатов с помощью «машинного перевода» и т.д. Следовательно, широкий доступ к цифровому образовательному контенту, порождает установку к работе с готовой информацией: не читать и анализировать, а искать готовое решение/ответ на поставленную задачу, что закрывает возможность развития критического мышления, креативности, аналитических способностей. Кроме того, сведение преподавателя к «цифровому тьютору» снижает не только творческую активность студентов и провоцирует интеллектуальный коллапс, но и влечет за собой неуважительное отношение к его труду и профессии в целом. Это проявляется в отсутствии субординации, падении общепринятых норм общения и поведения; нарушении дисциплины во время проведения online- занятия и т.д. Из этого следует, что для современных студентов виртуальное образовательное пространство выступает неким «полем готовой информации и развлечений», в котором сосредоточиться на продуктивной работе им достаточно сложно, тогда как для преподавателя – это «поле работы и труда», где взаимодействие происходит в деловом стиле, чуждым для студенческой аудитории [7]. Вместе с тем, исследователи отмечают, что «цифра» предъявляет новые требования к преподавателям, в том числе к стилистике, корректности и дистанции в общении со студентами: «не риск получить обвинения в нарушении прав…, оскорблении каких-либо их чувств, в харрасменте и т.п., а именно понимание и признание за молодыми людьми их достоинства и прав» [14, с. 89]. Игнорирование требований, продиктованных цифровой трансформацией высшего образования, «разрушает университетский конструктивный этос, снижает доверие и лояльность студентов по отношению к университету, профессуре» [14, с. 89]. В условиях цифровой трансформации университета, как отмечает А. В. Прокофьев, происходит изменение и обязанностей преподавателя, которые «классифицируются в соответствии с вопросами: «чему учить?», «как учить?», «как оценивать?»» [6, с. 31]. Обязанностью профессорско-преподавательского состава в соответствии с первым вопросом, является сохранение академической свободы и творческой деятельности. Цифровые технологии, такие как, например, online-курсы (MOOC), вполне могут ограничить право выбора форм и методов работы в виртуальном образовательном пространстве. Алгоритмизация и стандартизация высшего образования, ограничение академической свободы и автономии превращают преподавателя в «оператора цифрового образовательного взаимодействия», исполняющего задачи, которые перед ним ставят администрация ВУЗа, цифровое общество и государство [12]. Важно отметить, если снизить роль «живого» общения и свести лишь к алгоритмизации педагогическую деятельность (размещение в электронную оболочку учебного контента, формирование электронной базы тестовых заданий и т.д.), то «цифра» вполне может заменить преподавателя, а online-курсы повысить эффективность обучения. Однако, не все

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=