Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 68 конкурентоспособность университета, отвечающего за подготовку компетентных кадров для цифровой экономики, которые обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Характерные для традиционного университетского образования ценности: передача знания и контроль над его усвоением, совместный поиск истины, всесторонне развитие личности, единство преподавания и исследования, служение в профессии, добросовестность, честность, академическая свобода [1, 6, 10, 12] уходят на второй план, так как «ключевые направления развития не предполагают качественного развития гуманитарного знания, а критерии качества цифровой трансформации образования носят сугубо количественный, технический характер» [12, с. 14]. Эффективность, доступность, мобильность, технологичность, экономичность – являются преобладающими критериями цифрового образования. Современный университет, приспосабливаясь к цифровой реальности, изменяет свои цели и задачи, и становится субъектом цифрового рынка. Стоит заметить, что пандемия новой коронавирусной инфекции (Covid-19) ускорила процесс цифровой трансформации высшей школы и определила, как успешные практики перехода образования в виртуальную реальность, так и риски. Каждый университет «получил уникальный опыт проживания ситуации, исходя из особенностей своего бэкграунда» [1, с. 122], однако, исследователи выделяют преимущества и недостатки нового опыта работы в формате online специфичные практически для всех высших учебных заведений. Характерной чертой современного общества является возрастающее значение информации, а ключевым ресурсом развития – знание [5] (научное, технико-технологическое, знание правил пользования цифровыми технологиями, и т.д.). Университет – это не только транслятор знания, это само знание, которое не сводится к информации. Знание в отличие от информации – «человекомерно», поскольку его получение и дальнейшее использование предполагает обсуждение, дискуссию, аргументацию, что не является возможным без личного общения между преподавателем и студенческой аудиторией [14]. Цифровые технологии, с одной стороны, способны предоставить открытый доступ к знанию, совершить революцию в передаче знания и вывести образование на качество новый уровень [12]. С другой стороны, цифровизация высшего образования создает виртуальную модель учебного процесса, лишенную «университетского дидаскала» (совместного производства знания), рефлексии и дискурса, «контекстов для многократного рождения» знания и разрушает «сакральность» его постижения. А. Ю. Согомонов уверен, что использование цифровых технологий, особенно «умных машин» и искусственного интеллекта, способно уничтожить традиционную университетскую культуру, его прежние цели и сформировать новую ценностно-нормативную среду [10]. Виртуальное образовательное пространство, лишенное атрибутов традиционного образования, изменяет отношение студентов к учебе, преподавателю и к университету в целом. Ценностная установка вынужденного online-обучения, заключающаяся в том, что использование цифровых технологий направлено на формирование у студентов, отлично ими владеющими, способностей к самообучению, мотивации

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=