Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 66 with students, the possibility of transferring knowledge and control over its assimilation, as well as cultivating the norms and values of the university ethos. This seems possible only with the preservation of the teacher's autonomy, the creative use of digital technologies, the modernization of teaching methods and the collaboration of the subjects of the university's educational activities. Keywords: digitalization, digital technologies, higher education, transformation, digital university, digital market, ethical risks, university ethos DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-1-65-74 Основным трендом эффективного развития современного общества является цифровизация и внедрение инновационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека и социальные институты. Обусловлено это тем, что «цифра» способна создать «бескрайнее поле новых технологических и коммуникативных возможностей» [10, с. 49]; обеспечить экономический рост, появление новых специалистов и рабочих мест; повысить качества услуг, сформировать «цифровую зрелость» и т.д. Сфера образования так же подверглась цифровой трансформации, которая выявила множество проблем, в том числе этического характера, «способных поставить под сомнение само существование образования, особенно в традиционном университетском его понимании» [12]. Тенденция цифровизации в системе высшего образования, постепенно распространяющаяся на образовательные и управленческие процессы, ведет к появлению «цифрового университета» – учебного заведения нового формата, отвечающего за организацию обучения в современных условиях. Целью настоящего исследования является рассмотрение этических аспектов текущей трансформации классического университета в цифровой. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:  рассмотреть основные аспекты цифровизации высшего образования;  выявить трудности и этические риски перехода классического университета в цифровой;  определить перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета». Научная новизна исследования определена тем, что на основании выявленных трудностей и этических рисков цифровой трансформации классического университета, определены перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета». Теоретическая база исследования: нормативные документы [8; 11]; публикации современных исследований [1; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 12; 13; 14]; публикации периодических изданий [2]. Цифровые технологии, коренным образом изменившие окружающую действительность, уже несколько десятков лет используются в высшей школе. Так, реализация образовательных программ осуществлялась при помощи online- систем обучения, online-тестирования, обучающих аудио- и видео-, электронных email-сообщений и т.д. Однако, с развитием инновационных технологий и появлением цифровой экономики, изменились требования к будущим специалистам и формам организации учебного процесса. В приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=