Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 65 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА Актуальность темы обусловлена тем, что с одной стороны, цифровая трансформация университета является необходимым условием для развития и устойчивости образовательной организации в динамично развивающихся условиях современного общества. С другой стороны, цифровизация процесса обучения и административной деятельности университета, основанная на алгоритмизации и автоматизации, лишает образование «человекомерности»; закрывает возможность культивирования норм и ценностей университетского этоса; преобразует «негласный кодекс», устанавливающий «стиль жизни» участников образовательного процесса; фундаментально изменяет цель и задачи университета и превращает его в субъект цифрового рынка. В статье, на основе анализа основных аспектов цифровизации высшего образования, выявлены трудности и этические риски цифровой трансформации классического университета; определены перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета». Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на происходящую трансформацию, для сохранения университетом своей ниши в системе образования будущего, необходимо, что бы у преподавателя оставалась возможность реального общения со студентами, возможность передачи знания и контроля над его усвоением, а также культивирования норм и ценностей университетского этоса. Это видится возможным лишь при сохранении автономности преподавателя, творческом использовании цифровых технологий, модернизации методики преподавания и совместной работы субъектов образовательной деятельности университета. Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, высшее образование, трансформация, цифровой университет, цифровой рынок, этические риски, университетский этос G. V. Valeeva Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ETHICAL ASPECTS OF THE UNIVERSITY'S DIGITAL TRANSFORMATION The relevance of the topic is due to the fact that, on the one hand, the digital transformation of the university is a necessary condition for the development and sustainability of an educational organization in the dynamically developing conditions of modern society. On the other hand, digitalization of the learning process and administrative activities of the university, based on algorithmization and automation, deprives education of "human dimension"; closes the possibility of cultivating norms and values of the university ethos; transforms the "unspoken code" that establishes the "lifestyle" of participants in the educational process; fundamentally changes the purpose and objectives of the university and turns it into a subject of the digital market. The article, based on the analysis of the main aspects of digitalization of higher education, identifies the difficulties and ethical risks of the digital transformation of a classical university; identifies the prospects for the use of digital technologies in higher education and the formation of a "digital university". The author comes to the conclusion that, despite the ongoing transformation, in order for the university to preserve its niche in the education system of the future, it is necessary that the teacher has the opportunity to communicate

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=